Игры и приемы на занятиях ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста
Работая с детьми, я увидела ряд противоречий:
- Противоречие между "творческостью" и технологичностью. С одной стороны, воспитание творчества должно стать во главе современного образования. С другой стороны, образование — это всегда определенная технология, которая зачастую отодвигает творчество на второй план.
- Противоречие между необходимостью индивидуального подхода и массовостью обучения и воспитания. Возможности индивидуального подхода иногда сводятся к варьированию объема информации и скорости ее усвоения.
- Противоречие между особенностями искусствоведения как эстетической науки и методики ее преподавания детям дошкольного возраста. С одной стороны, восприятие искусства должно проходить адекватными природе искусства средствами, которые отличаются большой эмоциональной насыщенностью, эстетической нагрузкой. С другой стороны, при этом необходимо учитывать психологические особенности детей.
Поэтому я считаю, что в основу ознакомления с искусством необходимо ввести принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, которое предложила Е.Л. Яковлева. В соответствии с этим принципом проблемой становится не приобретение человеком знаний, выполнение заданий, а эмоциональное отношение к ним.
В связи с вышесказанным основными задачами в освоении детьми изобразительной деятельности я считаю:
- способствовать развитию и реализации каждым ребенком собственной индивидуальности, проявлению творчества средствами изобразите5льной деятельности;
- приобщать детей к изобразительному искусству, знакомить с видами, жанрами, средствами выразительного искусства, используя при этом адекватные дошкольному детству средства;
- формировать у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему.
Опыт показывает, что педагог получает творческие результаты лишь в том случае, если находит адекватные возрасту формы и методы работы, создает атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа, а также создает у детей чувство психологической защищенности. Большое значение имеют дидактические игры. Они должны быть направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; учить «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Помочь в этом могут различного рода игры: занятия с привлечением слайдов, репродукций, а так же с использованием театральных упражнений.
Детям старшего возраста нравится игра «Нарисуй лицо», заданием которой является нарисовать лицо улыбающееся, печальное, сердитое, удивленное. Цель задания заключается в том, чтобы в обобщенном виде, буквально несколькими штрихами, выразить переживаемые человеком эмоции. Естественно, вначале педагогу следует поговорить с детьми (наглядно продемонстрировать) о том, как меняются черты лица при разных эмоциональных состояниях.
Интересно проходит игра «Отгадай настроение друга». Дети показывают друг другу мимикой свое настроение. Чем они старше, тем шире диапазон эмоциональных настроений, которые способны передать. Такой опыт поможет детям при рассматривании и описании портретов.
Работая над темой «Пейзаж» не забудьте о прогулках в саду, в парке, в лесу. Осенью обратите внимание на красоту падающих листьев, на разноцветный ковер под ногами, на плавный полет падающих листьев, на их стремительный полет при порывах ветра. Послушайте шорох листьев под ногами, как шелестит листва на деревьях. Поиграйте в игру «Если был бы я листочком». Пусть дети расскажут, о чем могут «говорить» нам опавшие листья или шелестящая листва. Или «Кто больше увидит в одном облаке разных изображений», или «На что похожа туча», или «Кто больше подберет эпитетов к туче, облаку, солнцу».
В целях развития цветового видения можно использовать упражнения на различие оттенков, знакомство с холодными и теплыми, основными, составными и нейтральными (ахроматическими) цветами, используя игры с разноцветными лоскутками. Предложите детям сравнить два оттенка (светлый и темный) и определить особенности цвета. Можно подобрать цветной фон под игрушки и статуэтки, определив, какие цвета «дружат», а какие «ссорятся». Обратите внимание на взаимодействие цветов: один цвет на фоне другого может быть не виден (потеряться), а может и «заиграть». Положите для этого ярко-красный цветок на синий, зеленый и ярко-желтый фон. Отметить, что на синем цветок теряет свою яркость, на зеленом становится ярким, а сочетание красного с желтым - плохо совместимо. Или предложите детям выбрать лоскутки, цвет которых напоминает лето, радость, восторг и тому подобное. Или выбрать лоскуты, цвет которых кажется теплым или холодным (напоминает теплое солнышко, летний день, цветущую поляну и холодную зиму, снег).
Очень любим с детьми прием «Приближения картины», или «Вхождения в картину», разработанный специалистами Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея. Поверхность картины как бы «вскрывается», и дети становятся участниками происходящего. Так же любим детьми прием «оживления» картины. Задача педагога пробудить воображение ребенка, активизировать его мышление, причем важно обыгрывать позой и мимикой не столько то, что происходит на картине сейчас, сколько то, что было до этого. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.
Еще один прием, способный привлечь внимание малышей к произведению искусства, — организовать игру-соревнование. Например, кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра развивает у детишек наблюдательность, стимулирует их познавательную активность, учит формулировать и высказывать свои мысли.
В беседе с детьми для развития интереса к живописи и для активации их внимания можно использовать игровой прием «вопрос от противного», то есть, задавая свой очередной вопрос (особенно в затруднительных ситуациях), педагог намеренно дает неправильный вариант ответа. Дети, чувствуя себя «знатоками», с легкостью выходят из затруднения, «разоблачая» педагога. Этим приемом можно направить внимание детей на важную деталь картины, на ключевой момент в изображении, дающий пути верного понимания художественного образа.
Список использованной литературы и материалов:
- Витковская А.М. « Развиваем зрительное восприятие», Альбом для упражнений Санкт- Петербург, 1994;
- Козиев В.Н., Левандовский С.Н., Столяров Б.А «Музей – дошкольникам», ГРм Санкт – Петербург, 1998;
- Маслова С.Г., Соколова Н.Д. «Мы входим в мир прекрасного», «СпецЛит» Санкт – Петербург, 2000;
- Полуянов Д. «Воображение и способности», «Знание» Москва, 1985.
Об авторе: Добрякова Наталья Николаевна, воспитатель, Негосударственное образовательное учреждение «Гимназия имени М.И. Пинаевой», г. Пермь. Фото: Алсу Иксанова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.