Психологические особенности детей младшей группы
Дети 2-3 лет очень эмоциональны и пока не могут контролировать свои эмоции, переключаться с одних эмоций на другие. Их познавательные процессы имеют непроизвольный характер, то есть запоминается только самое интересное, поразившее ребенка. Что-то специально запомнить малышу пока трудно. Знакомство с окружающим миром осуществляется через манипуляции с предметами, доминирует наглядно-действенный характер мышления. Игра также сосредоточена на предметах, общение с другими детьми не вызывает интереса. Как правило, речь в этом возрасте тоже находится на стадии становления.
Именно с этими особенностями развития детей младшего возраста связаны трудности использования метода драматизации. Более продуктивна игра-драматизация во второй младшей группе с детьми 3-4 лет.
В возрасте старше 3 лет ребенок уже начинает мыслить не только с помощью предметов, но и образов, представлений. Однако познавательная активность по-прежнему сосредоточена на предметах, окружающих ребенка. Мышление, внимание и память все еще непроизвольны. Несколько изменяется тип общения, оно становится ситуативно-деловым. Ребенок тянется к взрослому, ему нравится совместная со старшими деятельность. Речь продолжает формироваться, поэтому не стоит ждать от детей 3-4 лет развернутых ответов на вопросы, свободного владения ролью во время инсценировок.
Итак, возможности младшего дошкольника еще достаточно малы, но драматизация, основанная на игре, позволит постепенно развивать познавательные и творческие способности ребенка.
Драматизация сказок в младшей группе
Для работы с младшим дошкольным возрастом подойдут простые русские народные сказки, главными героями которых являются животные: «Теремок», «Колобок». Короткие сказки в стихотворной форме, например, «Кошкин дом» также могут вызвать интерес у детей.
Особого внимания потребует подготовка к драматизации. На примере сказки «Колобок» покажем, как может проходить предварительная работа во второй младшей группе. В первую очередь, необходимо учесть индивидуальные особенности детей: активность, раскрепощенность или, наоборот, застенчивость, скромность, уровень владения речью и т.д. Это поможет скорректировать сценарий драматизации, например, сократить какие-то реплики персонажей, а также распределить роли.
Сказка «Колобок»
Подкупает простотой сюжета, достаточно большим количеством персонажей, наличием песенки главного героя. Всем малышам она хорошо знакома с раннего возраста. Атрибутами драматизации могут быть как простые маски, изображающие персонажей, так и костюмы, декорации леса, веточки деревьев, цветы из цветной бумаги. Для первой сцены понадобится посуда, скамейка, стол.
- Введение в сказку. Поскольку сказка известна детям, воспитатель может предложить отгадать название и вспомнить героев. Это можно сделать, включив аудиозапись начала сказки, например, с фразы: «Испеки-ка мне, старуха…», а что испечь, ребята ответят сами. Также для вступления подойдут музыкальные зарисовки со звуками леса, голосами птиц и зверей. Под музыку дети могут поводить хоровод, потанцевать или сделать двигательную гимнастику.
- Обсуждение персонажей. Голоса животных напомнят персонажей сказки. Можно предложить выбрать маски Зайца, Волка, Медведя, Лисы, распределить остальные маски и обсудить, когда появляются и что говорят герои, попробовать изобразить, как они себя ведут.
- Восстановление событийного ряда. Закрепить последовательность событий поможет совместное собирание разрезной картины по сюжету сказки. Проверить правильность собранного можно с помощью прочтения сказки воспитателем или прослушивания аудиозаписи.
- Подвижности в подготовительную работу добавит песенка Колобка. Под нее можно весело танцевать и подпевать главному герою.
Это лишь некоторые моменты, на которых хотелось сосредоточить внимание. Подготовка к инсценировке с конкретными детьми всегда будет отличаться индивидуальными особенностями.
Драматизация сказок с младшими дошкольниками требует тщательной подготовки, однако такая работа вызывает интерес детей, развивает их познавательную, двигательную, речевую и творческую активность.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.