Внедрение новых подходов к социально-трудовой реабилитации умственно отсталых детей в мастерской «Работа с нитью» ГКУ ДДИ «Южное Бутово»
Международными правовыми документами, например, Конвенцией о правах ребенка установлено обязательство государства предоставлять помощь в «обеспечении неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности», вовлечение ребенка в социальную жизнь и достижение развития его личности, включая культурное и духовное развитие.
Существует специальная Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН, в п.4 этой декларации прямо сказано, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица.
К инвалидам, являющимся умственно отсталыми, относится п.3 Декларации (о правах умственно отсталых лиц). В нем говорится, что умственно отсталое лицо «имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в меру своих возможностей».
Приняты Национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам». В п.4.1.4.1 прописаны социально-педагогические услуги при стационарном обслуживании: «… создание условий для дошкольного воспитания детей-инвалидов… для получения школьного образования по специальным программам, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам».
Вступила в силу Программа Правительства города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг.», целью которой является обеспечение инвалидам равных возможностей во всех сферах жизни, повышение их уровня жизни, занятости, медицинского обслуживания, качества жизни (подпрограмма «Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения»).
Политика государства направлена на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а так же на содействие возможности занятости инвалидов на свободном рынке труда.
Реализуя права детей инвалидов на образование, в нашем интернате созданы различные мастерские. Овладение элементарными трудовыми умениями более доступно для детей с интеллектуальными проблемами, чем умственная деятельность.
Зачем же в обучении мастерские?
Если познавательные занятия в группах необходимы для формирования основных психических функций и учебных навыков, игровые – для решения поведенческих и эмоционально-волевых проблем, то работа в мастерской часто является для ребенка с нарушениями развития единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности. Кроме того, создавая что-то своими руками, ребенок укрепляет свою связь с миром, что особенно важно для таких детей.
В нашей статье речь пойдет об обучении детей в мастерской «Работа с нитью».
В начале становления мастерской было много проб и ошибок, когда мы искали новые виды деятельности. Очень важно, чтобы предлагаемые детям виды деятельности были доступны, с точки зрения их психических и физических возможностей, и одновременно были для них интересны и привлекательны.
Педагогом составлена программа по дополнительному образованию детей с умственной отсталостью в мастерской «Работа с нитью». Целью программы является развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особенностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение приемами плетения, воспитание любви и уважения к труду. Программа рассчитана на трех-четырех годичное обучение детей от 9 до 18 лет, с разными типами нарушений развития. Обучение делится на четыре уровня, возрастное деление условное и зависит от возможностей ребенка. Для детей, которые в ходе обучения продвигаются быстрее других, разрабатывается индивидуальная программа, которая может выходить за рамки предложенного данной программой содержания. Разработаны критерии овладения детьми умениями и навыками по всем видам деятельности, которые позволяют отследить уровень овладения детьми теми или иными навыками.
В настоящее время сложились устойчивые направления деятельности: работа с нитью; ковроплетение; вязание крючком и спицами: вязание на механической вязальной машине «Северянка».
Обучение в мастерской делится на 4 уровня.
На первом уровне основным видом деятельности является работа с нитью: получение первых навыков работы с нитью, изучение её свойств; навыков наматывания и разматывания; первый опыт работы с инструментом (ножницами, иглой и др.); выполнение простых швов; выдергивание нити (мережка) и т.д. Остальные виды деятельности на этом уровне проходят в виде знакомства. Такое обучение расширяет знания ребенка о мире и возможность действовать в нем. Главной целью на этом уровне является привитие устойчивого интереса к работе в мастерской.
На втором уровне усложняются приемы работы с нитью и инструментом. Приобретается первый опыт работы с крючком, спицами и специальными приспособлениями для изготовления помпонов. Одной из ведущих тем на этом уровне проходит ковроплетение: элементарные приемы переплетения и более сложные действия (поворот, соединение лент и др.) совместно с преподавателем.
Осваивая третий уровень сложности, ребенок выполняет более сложные приемы ковроплетения: самостоятельное выполнение поворота в конце ряда, соединение лент. На этом же этапе дети могут выполнять несложные узоры и оформлять изделие. Продолжается знакомство и привитие навыков работы крючком и спицами. Дети знакомятся с механической вязальной машиной.
На четвертом уровне техника ковроплетения усложняется: самостоятельное формирование и выполнение более сложного узора. Приобретаются и закрепляются простые приемы вязания на механической вязальной машине и более сложные крючком и спицами. На этом этапе обучения, дети уже сами могут делиться накопленным опытом, участвуют в мастер-классах и выставках.
На протяжении всех четырех уровней уделяется большое внимание развитию общетрудовых навыков:
- работа с помощью линейки и др. измерительных приборов;
- работа с ножницами;
- использование в работе утюга;
- владение иглой и другим инструментом.
За четыре года работы мастерской вид деятельности работа с нитью зарекомендовал себя как уникальный, ведь даже дети в тяжелом физическом состоянии (при частичном содействии взрослого) могут выполнять несложные поделки. Ковроплетение как вид деятельности оказался доступным для обучения сложных категорий детей. Эта деятельность хороша тем, что в ходе работы решаются конкретные коррекционные задачи: развитие крупной и мелкой моторики, развитие сенсорной сферы, формирование пространственных представлений, знакомство с понятием «симметрия», навыки контроля и планирования (составление узора и др.) В этом смысле опыт мастерской особо ценен.
Важной чертой занятий в мастерской является возможность на практике применить свои хотя и незначительные знания, полученные на занятиях в группах, с педагогами или в других мастерских. Например, ребенок уже знает, что такое «большой или маленький» и умеет различать цвета, но пользуется этими понятиями только в игровых упражнениях. В мастерской эти знания из абстрактных, переходят в категорию практических, имеющих конкретный смысл.
Большой потенциал мастерская имеет с точки зрения коллективной деятельности, когда обязанности каждого ребенка делегированы. Так, например, при изготовлении коллективного изделия каждый выполняет посильную для него роль и в то же время ощущает свою значимость в общем процессе.
На своем опыте мы убедились, что сколько-нибудь значимого результата приходится ждать очень долго. Так первые положительные результаты стали появляться только через два года после открытия мастерской. Но практика показала, что увлеченность интересным делом, а в частности ковроплетением, оказывает мощное реабилитирующее воздействие на ребенка в целом.
Коврики в мастерской плетутся по традиционным ремесленным технологиям, но упрощенным и адаптированным к таким детям. В своей работе мы не пользуемся сложными ткацкими станками, плетение выполняется на простых деревянных рамках, которые для нас изготовила столярная мастерская. Традиционные ремесла включают в себя две обязательные составляющие – технологию и творчество. Технология в данном случае связана с многократным повторением, монотонностью и систематичностью. И каково же было наше удивление, что подростки с тяжелыми нарушениями могут освоить достаточно сложные технологические операции. Мы убедились на собственном опыте, какие красивые и пользующиеся спросом изделия могут изготавливать наши ребята.
Это дает хорошую возможность организовать содружество и крепкое взаимодействие между различными мастерскими нашего интерната. Например, в мастерской «Работа с нитью» изготавливаются ковровые сумочки, а пуговицы для них делает керамическая мастерская. Или еще пример, к масленичной неделе в мастерской изготавливали голову лошадки, а деревянную палку к ней сделали мальчики на занятиях в столярной мастерской. И так можно привести много примеров.
В августе 2010 гона в Центральном выставочном зале Манеж на площадке стенда «Социальная защита населения» проходил мастер-класс «Плетение ковров на рамке». Многочисленные посетители выставки могли не только увидеть мастерство воспитанницы Ксении Ф., но и самостоятельно выполнить несложное плетение и получить консультацию по технологии плетения из уст как педагога, так и воспитанницы. Мы регулярно проводим мастер-классы в отделении дневного пребывания Центра социального обслуживания населения района Южное Бутово. Установились теплые партнерские взаимоотношения с работниками центра и его клиентами.
Наши воспитанники часто участвуют в различных выставках и конкурсах, свидетельством тому множество грамот и благодарственных писем в адрес директора интерната и лично педагогам и воспитанникам.
Педагог дополнительного образования ГКУ ДДИ «Южное Бутово» Королева Светлана Юрьевна.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.