Портян Надежда Егоровна, 13.03.2012 0

Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья

amurskiy@inbox.ru

По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в России рождается около 30 000 детей с врождёнными и наследственными заболеваниями, получающими в дальнейшем статус «ребёнок-инвалид». Среди приоритетов, заявленных в Концепции модернизации образования, были и остаются доступность и гарантированное право на получение качественного образования каждым ребенком независимо от места его проживания и материального достатка, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Сегодня в нашем регионе, к сожалению, не сформированы достаточные условия, позволяющие любому ребёнку, имеющему ограничения здоровья, самостоятельно реализовать свое право на образование.
Тем не менее и в городе, и в нашем учреждении ведётся активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми.
В частности, дети с ограничениями здоровья имеют возможность обучаться в различных творческих коллективах, посещать досуговые мероприятия, принимать участие в концертах.

В 2010-2011 учебном году в 17 муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Омска реализуются программы дополнительного образования для тысячи четырехсот семидесяти трёх детей-инвалидов, обучающихся в ста сорока девяти специализированных учебных группах, либо интегрированных в группы здоровых детей.
Несмотря на то что в обучении детей-инвалидов участвует достаточно большой круг учреждений дополнительного образования, специализированные обучающие курсы для педагогов, позволяющие им получить необходимые для проведения этих занятий знания, не проводятся.
Также хотелось бы отметить недостаток конкретных методик и методических пособий для обучения детей-инвалидов в системе дополнительного образования.

Серьёзной проблемой также является нескоординированность деятельности заинтересованных лиц и организаций в работе с детьми с ОВЗ.
Необходимо отметить, что не получают дополнительного образования дети, находящиеся на «домашнем обучении», которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения.
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился в полной мере, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые материально–технические условия, позитивное общественное мнение.

Примером создания инклюзивной образовательной среды в МОУ ДОД ЦРТД и Ю «Амурский» является включение студии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» в образовательный процесс.
Работа в студии «Надежда» строится на следующих принципах:

  1.  Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2.  Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3.  Каждый человек имеет право на общение;
  4.  Все люди нуждаются друг в друге;
  5.  Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6.  Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7.  Для всех обучающихся достижение прогресса заключается в том, что они могут делать;
  8.  Разнообразие обогащает все стороны жизни человека.

Основной целью работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация посредством включения в разнообразные виды деятельности.
В Центре творчества «Амурский» (многопрофильном учреждении дополнительного образования) занятия в студии «Надежда» проводятся по направлениям:

  1.  театр,
  2.  изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство,
  3.  развитие речи, окружающий мир,
  4.  музыка,
  5.  логика и мышление.

Организована работа пресс-центра газеты «Лучики Надежды». Проводится работа по социально-бытовой ориентации обучающихся.
Занятия по программе реализуются в таких формах деятельности, как:

  1.  учебные занятия,
  2.  коллективные творческие дела,
  3.  оздоровительный отдых.

Основная часть детей, занимающихся в студии имеют диагноз «необучаемые». Это дети с ослабленной памятью, быстрой утомляемостью, замедленным восприятием. Поэтому учебная работа строится с учетом особенностей этих детей. Частая смена видов деятельности, физкультминутки на занятиях и репетициях, многократное повторение – обязательные элементы в работе с этими детьми. Педагоги постоянно корректируют образовательные программы для более успешного обучения детей с ОВЗ.
Практика работы показывает, что дети-инвалиды способны заниматься вокалом и играть в спектаклях, читать и писать стихи, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. Педагоги, работающие в студии, отмечают позитивное эмоциональное состояние воспитанников, их заинтересованное участие во всех мероприятиях.

Большой интерес у детей, педагогов и родителей вызывает фестиваль–конкурс творчества детей с ОВЗ «Надежда», инициатором и организатором которого является наше учреждение. С каждым годом в конкурсе принимает участие все большее число детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды и здоровые дети занимаются вместе. В практике работы Центра творчества «Амурский» идея инклюзивного образования реализуется не первый год. В образовательном процессе организована совместная деятельность, которая характеризуется дружелюбностью и терпимостью, внимательным отношением к таким детям.
Изучение мнения родителей о роли инклюзивного образования позволяет сделать вывод о том, что родители признают - совместное обучение приносит пользу детям-инвалидам, и затрудняются в оценке его значимости для здоровых детей.
На наш взгляд, инклюзивное образование воспитывает у здоровых детей деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого человека, воспитывают в них толерантность.

Считаем, что для расширения диапазона предлагаемых образовательных услуг и повышения их качества необходимо:

  1.  организовать специализированные обучающие курсы для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ОВЗ и
  2.  создать необходимую материально-техническую базу.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?