Максимова Ирина, 22.02.2013 0

Особые дети

eridan14@yandex.ru

Одна из задач, которые решает дополнительное образование – это социально-психологическая, направленная на становление личности ребенка. Не столь важно, каким видом деятельности занят ребенок, главное создать условия, в которых его личностный и творческий потенциал получат возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный образ своего «Я», мира, будущего, научить его устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Развитие личности невозможно без общения. Любая деятельность в объединении в той или иной степени, коллективная, будь то акция, выставка, конференция, поход или соревнование.
Поэтому важно создать среду в туристическом объединении для самореализации ребенка.

Наибольшим ресурсом социально-педагогической адаптации обладает туризм, который уникально сочетает в себе познание окружающего мира, физического совершенствования, развития различных личностных психологических качеств. Спортивный, реакционно-оздоровительный туризм представляет собой социально-педагогический комплекс воспитания и развития личности, формирование активного общественного взаимодействия и здорового образа жизни.

Чем разнообразнее местность, чем сложнее комплекс природных ландшафтов, тем ярче впечатления у туристов, открывающих для себя доселе неведомый край.
Поэтому наиболее востребованные творческие объединения туристического направления у подростков находящиеся в социально тяжелом положении.

В походах подростки ощущают свою причастность к общему нужному делу, коллективу. Наш Кувандыкский район богат разнообразием природных ландшафтов и памятников природы. Наличие этого фактора создает уникальные возможности по развитию туризма среди подрастающего поколения, что способствует отвлечению ребят от алкоголизма, наркомании, безнадзорности и бродяжничества, криминализации подростковой и молодежной среды. Совершаются водные походы по реке Урал и реке Сакмаре, пешеходные и лыжные маршруты в течении всего учебного года по всему району. Подростки знакомятся с историей населенных пунктов, жизнью сельчан, с обычаями и традициями других национальностей. Объединяющим фактором всех участников образовательного процесса является – природа. Для категории детей находящихся в социально-тяжелом положении туристские объединения всегда рады. Педагоги стараются на занятиях создать островок доброты и тепла, которого порой не хватает в школе и дома. На удивление эти ребята отвечают тем же. Активно принимают участие во всех природоохранных акциях: «Живи родник», «Чистый берег», «Чистый город», в соревнованиях, слетах, и в походах.
Участие в акциях способствуют у подростков формированию и развитию экологического сознания и ответственности перед обществом.

Педагог должен привлекать таких ребят и к исследовательской деятельности. Порой не важно занять призовое место, важнее погрузить ребенка в исследовательский процесс, в поиск ответа на поставленную проблему. У подростков повышается самооценка, появляется уверенность в себе.

Большое внимание необходимо уделять этим детям в период каникул.
Так в период летних каникул мои подростки находящиеся в сложной жизненной ситуации особенно активно принимают участие в полевом эколого-туристическом лагере «Славяне», когда то в туристическом оздоровительном лагере «Рыбачек».
Так в течении трех лет интересно проходил полевой эколого – туристический лагерь «Славяне», который находился не далеко от города возле с. Новокурск. Живописное место возле старицы и реки Сакмары стало незабываемым для подростков. Ребята принимали участие в исследовательской деятельности: проводили мониторинг водных объектов реки Сакмары и старицы, оформили паспорт родника, познакомили детей с методикой исследования водных объектов.

Незабываемыми стали самые различные туристические соревнования: минитурслет, «Тропой Робинзона», соревнования по вело- и водному туризму, ориентированию, игра «Казаки – разбойники», день Нептуна. Походы по окрестностям с. Новокурск стали для ребят открытием красоты родного края. Подростки активно участвовали в спортивных мероприятиях и художественной самодеятельности.

Шесть лет проводился туристический оздоровительный лагерь «Рыбачек», для ребят находящихся в сложной жизненной ситуации. С большим удовольствием юные мои любители рыбалки принимали в нем участие. За эти годы были изведаны все рыболовные места по реке Урал и Сакмаре, озерах и прудах. В течение десяти дней подростки имели возможность общаться с единомышленниками, получить теоретические знания, практические навыки. Так после участия в профильных лагерях ребята много узнают о природе родного края, экологическом состоянии окружающей среды.

Участие в водных, пешеходных и лыжных походах I и II категории сложности дает возможность детям с трудной судьбой почувствовать себя способными в преодолении и трудностей походной жизни, и проверке своего характера, воли. Все это возможно только при поддержке и душевном участии педагога.

Предлагая самые разнообразные формы занятий и досуга, создание теплого психологического климата в туристском объединении стало возможным привлечь как можно больше подростков находящихся в сложной жизненной ситуации к нашему туристическому профилю.
И.М. Максимова, педагог МОУДОД СЮН

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?