Павлова Татьяна Алексеевна, 19.01.2013 0

«Жизненные перспективы выпускников детского дома»

tatyana.pavlova.pavlova@list.ru

Воспитанники детского дома, выходя в жизнь, зачастую не могут найти в ней своё место.
Каждый детский дом устроен по-своему, но одно в них,
Несомненно, общее очень тесные взаимоотношения детей и взрослых. Дети в детских домах тоже личности, а не безлика масса. В первую очередь нас должны интересовать их личные отношения.
Главные законом здесь должно быть Совесть. Важно, чтобы ответственность находилась внутри каждого человека. А если в детском доме есть любовь , то все огорчения и переживания можно преодолеть. Любовь - вот главная «конвенция» отношений с детьми.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Воспитанники детского дома, выходя в жизнь, зачастую не могут найти в ней своё место. Каждый детский дом устроен по-своему, но одно в них, несомненно, общее: очень тесные взаимоотношения детей и взрослых. Дети в детских домах тоже личности, а не безликая масса. В первую очередь нас должны интересовать их личные отношения.

Главным законом здесь должна быть Совесть. Важно, чтобы ответственность находилась внутри каждого человека. А если в детском доме есть любовь, то все огорчения и переживания можно преодолеть. Любовь - вот главная «конвенция» отношений с детьми.

Важно, чтобы дети знали свои права: это и учеба, и жильё, и семейные отношения – весь спектр общественной жизни должен быть им знаком еще в детстве. Как выпускнику детского дома состояться в жизни? Это самый непростой и самый главный вопрос. Конечно, выпускнику не просто выйти из ворот сытого и ухоженного детского дома в мир, где его никто не ждет. Но если педагоги смогли объяснить, а ему удалось понять – всё то, что будет происходить в его жизни, зависит только от него – тогда все получится.

Надо иметь желание преодолеть трудности не стеснениями, а ежесекундным познанием мира, и себя, получить хорошее образование… Надо вникнуть в общественные процессы, чтобы найти там свое место, развивать в себе наблюдательность, как инструмент, которые поможет дать оценку своей личности в обществе, в индивидуальных отношениях. Очень хочется, чтобы те средства, которые дает государство выходящим в жизнь, тратились не впустую, а на обустройство жилья, образование. Образование – это лучшее вложение в себя.

Важно иметь и положительный взгляд на свое будущее, умение преодолевать трудности с юмором и самоиронией, не сжигать мосты, а строить их для себя и других.
Надо верить в то, что добрые дела сегодня помогут ему состояться как личность и гражданину своей страны.

Профессиональное обучение и подготовка к самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений – это актуально и важная задача на сегодняшний день, так как «социальное сиротство» в нашей стране приобретает все более широкие масштабы.
Воспитание в условиях детских домов не обеспечивает в полной мере формирование необходимых к самостоятельной жизни личных качеств, знаний и умений, что приводит к неспешности ряда детей в решении задач независимого жизнеустройства.

Недостаточность физического или психического здоровья затрудняет процесс вхождения в социум выпускников – сирот. Такие нарушения психического развития, как умственная отсталость, снижает возможность ребенка к самостоятельной жизни. Для таких детей необходимы пункты бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи, досуговой реабилитации.

В ПТУ необходимо работать над принятием навыков социально – нормативного поведения, социально – трудовой адаптации, и трудоустройстве. С этой целью создаются «Клуб выпускников» где им будет оказана помощь в консультации и практической помощь в решении сложных задач независимого проживания, профилактика вторичного сиротства.

Выходя из сиротских учреждений выпускник лишается контроля и помощи со стороны взрослых, не умеет принять имеющиеся знаний и навыков в новых для него условиях, так как окружающая его профессиональная среда не может учитывать, в силу своей некомпетентности, всех психофизических и возрастных особенностей подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии. Без поддержки на рабочем месте, выпускники группируются с себе подобными и пополняют криминальную среду.

Для облегчения перехода от жизни на всем готовом, не требующей значительных самостоятельных решений к самостоятельному жизнеустройству некоторых из выпускников потребуются период работы на защищенном рабочем месте специально организованного производственного участка. Это позволит предупредить соц. дезодаптацию данной категории учащихся на этапе профессионального обучения и создать условия для успешной интеграции в социальную среду после выпуска. Подростки ограничены в выборе профессии. Расхождение в выборе желаемого и реальной профессии является результат того, что есть сеть училищ, которые без особого удовольствия принимают детей – сирот в свои учебные заведения. По СПб таких училищ всего пять.

Многие из воспитанников по 5 -6 раз меняют место работы и не могут определиться в жизни. К сожалению, выпускники сиротских учреждений рассматриваются как неспособные к серьезной работе и поэтому получают минимальную профессиональную подготовку, низкооплачиваемую работу, с низких социальных статусов, Деньги,
которые они получают за свой труд, недостаточны для поддержания независимой жизни. Независимое существование сопряжено с необходимостью решения большого количества материально – бытовых проблем, то которых выпускники были изолированы в силу специфики проживания в детском доме.
Сложности в том, что у них отсутствует:
  • умение рационально планировать свой расходы;
  • экономно вести хозяйство;
  • рассчитывать бюджет.
Желание к красивой жизни не сочетаются с доходами.
Хаотичность и недостаточная выраженность установленных связей социального взаимодействия.

И вывод один: Необходимость постинтернатной адаптации каждого выпускника.
Для проверки данных по уровню социальной адаптации бывших выпускников использовались следующие методы:
  1. Структурированное интервью (анкета) для изучения социально – психологической адаптации наших выпускников.
  2. Опросник, беседы по телефону и лично.
Некоторые выпускники имеют достаточно высокий уровень социализма и адаптации.
Они состоялись как гражданине РФ нашли свое место в жизни, полезны обществу. Наиболее колоритной фигурой является Валюк Женя. Мальчик сумел из коррекционного ребенка достичь уровня детей N и это, то, к чему мы должны стремится.

Есть выпускники, которые на сегодняшний день радуют нас и дают новый заряд энергии всему коллективу.
На этих примерах мы убедились: Основное – формирование мотивацию к работе, а это проблема многословная.
Лозунг: «Хочу, могу и надо» не работает.
Здесь есть свой сложности:
- швея – мотористка – не трудоустроится.
Нет медицинских показаний.
Основное – желание работать!

социальный педагог
Детского дома
Павлова Т.А.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?