Однако достижение такого единства требует времени, опыта, а главное условие – взаимное уважение между учениками и учителем.
Для достижения этого единства нужно решить две проблемы:
- Выработать свой стиль общения – особенности своего общения с учащимися, свою педагогическую индивидуальность.
- Для этого необходимо осваивать выразительные средства коммуникативного воздействия, которые постоянно меняются под влиянием возникающих задач.
- Совместное творчество на уроке, в основе которого лежит высокий профессионализм педагога.
- Общение на основе дружеского расположения, что является предпосылкой успешной совместной деятельности. При этом учитель не может быть с учащимися на панибратской ноге, но и угрюмость, раздражительность и крикливость недопустимы.
- Общение-дистанция – этот стиль используют как начинающие, так и опытные педагоги. Но и здесь нужно соблюдать меру – слишком большая дистанция ведёт к формализации отношений и к установлению авторитарного принципа в отношениях учителя и учеников, а её отсутствие опасно скатыванием на фамильярность.
- Общение-устрашение – это следствие авторитаризма, и присуще оно тем учителям, которые не умеют организовать работу учащихся на уроке. Как правило, к этому стилю обращаются неопытные учителя.
- Общение-заигрывание так же характерно для молодых учителей и связано со стремлением завоевать дешёвый авторитет у детей.
- Педагог возвышается над классом, парит в мире знаний, науки, однако недосягаем для учеников.
- Отсутствие межличностного контакта между учителем и учащимися, вызванное подчёркиванием педагогом своего превосходства над учениками.
- Избирательность взаимоотношений с детьми – концентрирует внимание на сильных, заинтересованных в его предмете детях, остальные попадают в его поле зрения фрагментарно.
- Педагог в процессе общения слышит только себя, не чувствует класса и не достигает своей цели.
- Педагог не проявляет гибкости, не может перестроиться в связи с изменившейся ситуацией в классе, не может по ходу урока учесть новые обстоятельства.
- Учитель делает себя главным инициатором педагогического процесса, не допуская самостоятельности учеников в учебном процессе.
Об этом можно много говорить, но наша задача – избежать неких «подводных камней» в своей работе. Поэтому если представить рекомендации учёных в наиболее общем виде, то получится что-то вроде памятки для педагога:
- Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное
- Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению
- Эмоциональная настроенность на деятельность и создание необходимого эмоционального настроя на уроке
- Сохранение ровного эмоционального состояния в ходе урока и общения с детьми
- Управление общением: оперативность, гибкость, умение организовать единство общения и усвоения материала
- Яркая, образная, высокоэмоциональная и высококультурная речь
- Энергичная, педагогически целесообразная мимика и жестикуляция
- Итоговая общая характеристика общения
Пользуясь такими несложными, в общем-то, правилами, учитель сможет наладить отношения с учениками быстрее и с меньшей нервно-психологической нагрузкой как для педагога, так и для учащихся.
А вообще – любите детей, уважайте их личность, помните, что каждый человек – это целый мир. И от нас в немалой степени зависит, каким станет этот мир, а значит – и мир вокруг нас.
Паккарь Татьяна Васильевна,
учитель истории и обществознания
ГОУ СОШ № 28 ВО района СПб
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.