Влияние кружковой работы по нетрадиционному рисованию на развитие детей в коррекционном саду
Великий скульптор Огюст Роден говорил: «Мир станет счастливым лишь тогда, когда каждый человек будет обладать душой художника». Вовсе не случайно каждый ребенок — настоящий художник. Буквально с первого года жизни, изображая вначале каракули на обоях, а затем и более сложные композиции, малыши совершенствуют свой мир, развивают органы чувств, мышление, фантазию, координацию движений, умение видеть окружающее. Безусловно, на протяжении всей дальнейшей жизни любовь к рисованию сохраняют немногие из нас, но изначально рисование — это естественная потребность маленьких детей, один из способов их общения с окружающим миром.
Карандаши и фломастеры, кисти и краски, мел, копировальная бумага, свечи — вот самые элементарные инструменты. Однако с их помощью дети могут творить, воплощая на листе бумаги любые свои фантазии. В образовательной сфере художественные упражнения неоценимо важны с точки зрения не только культурного, эстетического, но и трудового, нравственного и даже умственного развития малышей.
Как педагог коррекционного детского сада, я убедилась, что большинство детей с разными заболеваниями любят рисовать нетрадиционными методами. Рисование для них — труд вдохновенный и радостный. Однако занятия в привычных традиционных формах им могут довольно быстро наскучить. Напротив, нестандартные подходы к организации занятий изобразительной деятельностью способны неожиданно обрадовать, удивить, оживить детей, пробудить в них энтузиазм, заставить их глаза блестеть от восторга. В душе ребенка могут раскрыться новые творческие возможности, о которых родители раньше и не подозревали.
На своих занятиях в кружке «Волшебные ладошки» я пытаюсь обучить различным методам рисования, умению применять их самостоятельно в творчестве. Вместе с детьми мы комбинируем различные техники исполнения. Необходимо, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершении техники по мере того, как развивается творческая фантазия. А также, чтобы дети не боялись рисовать, были уверены в своих силах и способностях. Нетрадиционные методы обычно хорошо усваиваются детьми, и спад активности не наблюдается до конца занятия.
Коррекционно-развивающий эффект от изодеятельности достигается с учетом особенностей заболеваний у детей. Сначала они обучаются самым простым приемам рисования, где используют в качестве инструмента рисования ладошку, пальцы. Далее выполняются более сложные работы с различными материалами и техниками (монотипия, диатипия, мозаика, ниткография, кляксографии и т.д.). Детям нашего учреждения свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы, что проявляется в неумении производить точные согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм. В связи с этим я организовала кружок с небольшим числом детей разных возрастных групп, чтобы иметь возможность обеспечить индивидуальный подход каждому ребенку.
У детей в процессе занятий изобразительной деятельностью формируется:
- интерес к своей работе и ее результату;
- внимание;
- мелкая моторика рук;
- воспитывается аккуратность, усидчивость.
При применении креативной терапии в коррекционной работе необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного, не навязывая процесс рисования — необходимо увлечь детей этим видом деятельности.
Продолжая осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми — нужно больше вместе с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Об авторе: Игошина Елена Юрьевна, воспитатель детей компенсирующего вида, дефектолог. МДОУ 159, МДОУ 156 г. Саратов. Фото: Мария Коняхина, биржа фото ETXT.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.