Моя педагогическая концепция «Компетентность учителя как фактор развития компетентности ученика»
Чтобы возбудить у учащихся познавательный интерес к предмету, учитель должен:
- во-первых, знать психологические закономерности развития личностью учитель, организующий уроки в соответствии с особенностями возраста детей, их индивидуальных качеств, создает такие условия, в которых подростки достойным образом дают выход своей активности и энергии;
- во-вторых, что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего, наличие новизны в новом материале. Даже хорошо знакомый материал, но поданный в игровой «упаковке» или в виде проблемного вопроса, воспринимается по-новому;
- в-третьих. Когда ученик откроется учителю, покажет свои положительные и отрицательные стороны?
Конечно же не тогда, когда на уроке царит атмосфера доброжелательности, нет натянутости в отношениях учителя и ученика. Именно такие условия складываются в процессе игры, когда учитель и ученик выступают на равных. Именно от этого зависит не только успеваемость и качество усвоения знаний учеником, но и его общее психическое здоровье и самочувствие.
В условиях личностно - ориентированного подхода, в процессе игровой учебной деятельности (на нестандартных уроках) даже слабые учащиеся буквально преображаются: их активность не уступает сильным школьникам, они охотно включаются в работу, и даже ошибки, возникающие по причине пробелов в знаниях, не останавливают их.
Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество не врожденное и не постоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, учителя и других факторов.
Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную учебную деятельность класса.
Человеческая судьба порой представляется механизмом, который кем-то заведен и пущен. Хочется отыскать «руку» и «ключик», которым можно запустить ученический механизм. Если рука окажется доброй, неторопливой – гарантия бессрочная. А если злая и равнодушная- сплошные поломки, ремонты, которые тебе и близким в копеечку обходятся.
Путь к ученику - нелегкий, требует немалых личных затрат, зато окупаемый. Учитель духовно обретает себя, ибо без творчества, инициативы, собственных открытий ему не обойтись. Главное - разглядеть ученика крупным планом. И тогда - чудо! Без призывов, понуканий, угроз, зачетов ученик сам пойдет навстречу тебе. Учитель - как катализатор процесса обучения. Через сотрудничество, рождая самодвижение, он подключается к творческому поиску ученика. Подлинно учительская рука никогда не бывает холодной, жестокой. Она, как рука Данко, несет огонь горящего сердца и множество таинственных загадок - ответов.
Сейчас все чаще говорят о гуманизации обучения. Что стоит за этим? Товарищеские и даже дружеские, а не просто деловые, учебные отношения с учеником? безусловно. Желание помочь его родителям, а не только требовать от них помощи? И это. Наполнить урок индивидуальными подходами, положив в основу личностный фактор? Несомненно. Дать школьнику право на свой путь и свой тип развития? Да. Не подрезать ему крылья негативной отметкой и даже вовсе устранить ее? Резонно. Создать такую структуру урока, где не просто учатся, но и общаются, и тем самым увеличивают желание учится, ибо в нем стимул к общению? еще бы! Использовать инициативу ученика? Конечно.
Принцип гуманизации знаний- вовсе не попытка снизойти до уровня ученика и работать на уровне его интересов. Учитывать эти интересы на каждом этапе и в каждом аспекте урока, решая основную, учебную задачу,- вот секрет гуманизации, одинаково затрагивающей, с одной стороны, потребности ученика, с другой- насущные проблемы.
Чтобы достичь желаемого результата от урока, учитель должен быть артистом. Именно артист может взбудоражить и увлечь, как это делают кинорежиссеры. Только учитель-артист имеет счастливый дар перепутать условность с реальностью, сцену – с действительностью, класс- с жизнью. Слово учителя является важным инструментом урока. Хотя в практике есть немало случаев, когда жест бывал красноречивее слов, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывала то, на что потребовалось бы монологи. Да и вряд ли бы был эффект, равный достигнутому.
Как в искусстве у каждого урока – сверхзадача. В чем она? Идти к ребятам не только с темой, но и жгучей проблемой. Когда тема и проблема пересекаются, урок обретает свою учебную и нравственную емкость.
Просты и мудры слова В.Высоцкого:
На ослабленном нерве я не зазвучу,
Я уж свои подтяну, подновлю, подвинчу!
Они очень необходимы школьному учителю, который нередко путает, чей нерв подкручивать, чтобы была мелодия: сои или ученика. Артист умеет «доставать» себя, потому что нужен успех! А успех – это внимание. Кто мы есть, когда его нет?
Как воспитывать личность ученика? Жизненными примерами? Несомненно.
Но этого мало. Личность воспитывается еще и личностью- той, которая ведет урок, плюс метод: общение с учеником как личностью, равной учителю. Равные отношения не значит одинаковые. Есть ученики, без которых скучно, когда они отсутствуют. Если заслужил- поощряю добрым, ласковым словом. Когда нужно, прибегаю и к резкой интонации.
Еще один фактор, влияющий на ученика – это улыбка. Улыбка – наш рабочий инструмент. Она, как говорил Экзюпери, объединяет. Ее не вынешь из портфеля и не наденешь, как очки. Она сама должна появляться. Неповторимая, точно не кому-то, а себе улыбаешься. Однако прежде чем добрым светом заискрятся глаза и исчезнут морщинки, надо, чтоб улыбнулась душа. Освободилась от груза невеселых мыслей, забот, неудач. У всех бывают неудачи. Есть они и у нас. Ведь учитель отвечает сразу за десятки ребят- перед обществом, родителями, своей совестью наконец. Если бы только за себя, то и хлопот нет. А тут за каждого.
Учитель- всегда на работе! И чуткая душа заметит, как старается он иногда спрятать плохое настроение, усталость. Сердится, если не получается, вроде бы на вас, а в действительности на себя. Усталость – как затупившийся карандаш: бумагу царапает, а рисунка нет. Добрым словом, хорошим поступком можно снять и пелену усталости, обиды, плохого настроения, чтобы яснее виделась дорога, по которой сообща едем или идем. Вот улыбнулось строгое лицо учителя, доверчиво и щедро открылась его душа, потому что вы помогли ему стать таким. А помочь учителю – это и себе помочь.
Школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю. Значит, не с предмета, а с того, кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику. Некоторые считают: вот вооружатся новейшими методами и технологиями и все пойдет как надо. Нет, не пойдет. Потому что не методом, тем более чьим-то, а собственным духовным «Я» следует вооружаться. Сделав ставку на себя, изо дня в день можно решать многие проблемы. Сколько бы минут не говорили на уроке, и какие бы важные проблемы не затрагивали, если не было секундной вспышки, не было урока.
Спросим себя, что важнее: любить ученика или знать, как с ним работать? Конечно, чтобы знать, надо любить. И тем не менее – знать! Знать! Знать! Не только умом, но и сердцем поймем тогда, что урок – прежде всего встреча, т.е. общение, а уж потом предмет, методика… У всякого ли и на каждом ли уроке бывает эта встреча – живого с живым? Не отодвигаем ли ее заботами об успеваемости и другой, которую требует программа? Ребенок – самый думающий человек на земле, если ему не мешать. Сколько вопросов себе и нам задаст, когда раскован, свободен. Наша задача – изыскивая способности раскрывать детскую душу, снять напряжение. Страхи. Учитель должен быть мастером человеческих наук.
Очаровать предметом, окрылить знаниями, обворожить своей личностью – вот гарантия успеха.
Используемая литература:
- Б. И. Коротяев «Учение – процесс творческий» Москва, просвещение 1989 г.
Климова В.В.,
учитель биологии,
высшая квалификационная
категория
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.