Светлана Спесивцева, 10.12.2010 4

Воспитание эстетической культуры учащихся в урочное и внеурочное время


Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения языка, доступных литературных произведений, а также на уроках музыки, изобразительного искусства, природоведения. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся  с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.


Обсудить статью (уже 4 коммент.) Опубликовать свой материал
Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении литературных произведения, прослушивание музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин.

Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.
Формирование у школьников эстетических представлений, понятий и вкусов является весьма сложной педагогической задачей. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства. Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах изображения действительности в искусстве. Большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве.

В последние годы в школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используется написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную  художественную творческую деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияний средств массовой информации.

В воспитании личности и эстетическом развитии школьника особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условие для самовыражения и самоутверждения личности.

Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьезного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах. Художественная самодеятельность является также действенным средством развития эмоциональной сферы ребенка. В процессе музыкального, изобразительного, литературного или театрального творчества школьники развивают свое воображение, расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний.

Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять развитием эстетических чувств детей путем специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит школьника с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические и исполнительные навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде.

Внешкольным учреждениям, осуществляющим эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы культуры. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из важных мест. Широко представлены кружки и студии. Основные задачи кружковых занятий – научить детей любить и понимать искусство, развить их художественные способности и вкус, дать знания об искусстве, расширить художественный кругозор. В школах создаются центры эстетического воспитания, на их базе активно действуют музыкальные школы и школы изобразительного искусства системы культуры, а также музыкальные, театральные студии.

Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и творческими фондами организуются недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детского рисунка.

Система эстетического воспитания в школе органически сочетается с усилиями всего обновляющегося общества по воспитанию гармонично и всесторонне развитой личности.

Об авторе:  Спесивцева Светлана Николаевна, г. Комсомольск-на-Амуре, школа № 33, учитель английского языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
4 Маня58 • 23:21, 23.02.2011
Уважаемая Светлана Николаевна!
Прочитав Вашу статью, я несколько раз возвращалась к ее началу - посмотреть дату.
У меня создалось впечатление, что статья написана в благословенные брежневские времена.
Эстетическое восприятие - понятие теснейшим образом связанное с эмоционально-психическим состоянием человека. А поскольку каждый возраст имеет свои психофизические особенности, то и рассматривать воспитание эстетической культуры, на мой взгляд, можно только сквозь призму этих особенностей. Только они, эти особенности, определяют, формы, способы, методы приоритетные направления и все остальные составляющие воспитательного процесса. И все это должно рассматриваться т о л ь к о в существующей реальности.
[Материал]
avatar
3 koltun • 16:57, 15.12.2010
Уважаемая Светлана Николаевна, на мой взгляд, можно было бы указать, как Вы осуществляете эстетическое воспитание школьников конкретно на уроках английского языка.
[Материал]
avatar
2 Kortni • 11:10, 15.12.2010
доступный материал, очень хорошо, что затронуты урочнои внеурочное время, эти понятия разведены.
[Материал]
avatar
Согласна, эстетическому воспитанию необходимо побольше внимания уделять в стенах школы и дома.
[Материал]