Применение информационных технологий в преподавании различных дисциплин
Процесс информатизации школьного образования можно разбить на четыре этапа:
- Организация изучения информатики в школе. Девизом этого этапа может служить лозунг «Компьютерная грамотность!». Задачи, решаемые на этом этапе, - традиционные задачи всеобуча.
- «Применение ИКТ при изучении различных дисциплин». На этом этапе происходит кооперация учителя информатики и учителей – предметников. Важной составляющей является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.
- «Интегрируем ИКТ в учебный процесс». Главной задачей на этом этапе становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения.
- «Трансформация школы». Его главная задача – введение в практику систематических процедур, обеспечивающих индивидуализированные решения всего комплекса задач обучения и воспитания в школе.
Анализируя опыт МОУ СОШ №96 по использованию ИКТ в учебном процессе, можно сказать, что І этап информатизации образования в нашей школе освоен. Одна из самых важных задач, которая очень продуктивно решается, - это организация преподавания непрерывного курса информатики во 8-11 классах. Я, как учитель информатики, изучила различные варианты программ и, опираясь на этот опыт и конкретные возможности нашей школы, взяла за основу своей программы примерную программу «Информатика и ИКТ в 8-11 классах», авторами которой являются Л.А. Бачурина, Л.В.Листрова, В.Н.Нестерова, А.С. Протасов, В.Г.Хлебостроев, Н.В.Ярчикова.
Информатика – это наука, которая развивается быстро и неудержимо, и, конечно, школьная информатика также не стоит на месте. Практически содержание курса информатики меняется каждый год на 15-20%. Поэтому программа курса информатики постоянно должна дорабатываться, корректироваться, особенно в части информационных технологий, сохраняя при этом обязательный минимум содержания образования.
Второй важнейшей задачей, без решения которой невозможно было двигаться вперёд, является задача обучения учительских кадров. Компьютер нужен учителю как дополнительный, а может быть, и как основной инструмент в учебном процессе. Это уже не роскошь – это необходимость. Учитель должен уметь пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. В нашей школе основную задачу мы видели в том, чтобы учитель - предметник владел компьютером и использовал его так же, как использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке. Это непростая задача. Некоторые учителя осваивали методику работы на компьютере непосредственно в нашей школе, но большая часть преподавательского состава прошли курсы в ВОИПКиПРО. На сегодняшний день в нашей школе практически все учителя – предметники владеют компьютерной техникой и информационными технологиями.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса на ІІ этапе является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы информационно– коммуникативные технологии органично вплетались в деятельность каждого учителя – предметника, чтобы они стали неотъемлемой органичной частью любого урока. Это совершенно новое направление в школьной педагогике, почти неизученное. На практике собирались крупицы педагогической мудрости, шел поиск форм, методов, приёмов использования ИКТ, которые помогли сделать образовательный процесс более эффективным, осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, добиться высокой степени его дифференциации. В настоящий момент наша школа уверенно освоилась на ІІ этапе информатизации. В школе практически в каждом кабинете установлен компьютер, 7 кабинетов оборудованы видеопроекторами, в 4 кабинетах установлена интерактивная доска, имеется очень хороший компьютерный класс, в котором находится 8 компьютеров, подключенных к интернету, а также компьютерами оборудованы учительская, библиотека, кабинет директора.
Использование ИКТ на школьных уроках – дело новое, поэтому накопление программно-методических материалов для образовательного процесса школы, их совершенствование, разработка новых методик и программ актуальны на сегодняшний день, именно компьютер поможет школьникам оживить сухие строки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в школе по техническим или природным условиям. Удачная учебная программа заставит ученика занять активную позицию исследователя, а не наблюдателя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни. Все это стало предметом исследования педагогов МОУ СОШ №96.
Главной задачей ІІІ этапа, как уже отмечалось выше, становится широкая межпредметная интеграция и индивидуализация обучения. Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет наряду с традиционными методами обучения использовать моделирование, проектирование и программирование, которые способствуют межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность школьников. Так я, учитель информатики, физики и математики, применяю для решения физических задач численные методы, основанные на программировании решения. А внедрение возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных средств ведения диалога намного повышает эффективность использования ИКТ, предназначенных для организации и проведения лабораторных и практических работ, расширяет сферу их внедрения за счет способности воплощения с их помощью экспериментально - исследовательской деятельности. По мнению экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30%. В настоящее время наша школа взяла курс на активное внедрение информационных технологий в учебный процесс. Мультимедийные презентации, выполненные с использованием приложения PowerPoint и содержащие текст, формулы, рисунки, анимации, звуковые и видеофрагменты, позволяют рационально организовать урок, сделать его более наглядным и насыщенным, активизировать познавательную деятельность учащихся. Были созданы презентации : «День космонавтики», «История математики», «Великие математики», «Давление в природе», «Физика вокруг нас», «Тригонометрические формулы», «Устройство компьютера» и другие. Учащимися 8 класса нашей школы был разработан сайт « Мы против компьютерных пиратов», а также наши ребята второй год подряд принимают участие в международном конкурсе по математическому проектированию.
Внедрение новейших информационных технологий в учебно– воспитательном процессе позволяет преподавателям воплотить свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся дает возможность без помощи других выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп исследования тем, систему тренировочных заданий и задач, методы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса личного стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
Автор:
Фарион Елена Александровна
учитель информатики, физики и математики
МОУ СОШ №96, г. Воронежа
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.