Проектная деятельность относится к разряду инновационной и имеет широкую область применения во всех сферах системы образования.
Метод проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы. В основе методов проекта лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. (1)
Учебный проект – это форма работы, ориентированная на изучение какой-либо законченной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов.
Цели работы:
- формирование интереса к знаниям, расширение общенаучного кругозора учащихся,
- развитие интеллектуальной функции (вспомнить, узнать новое, освоить работу
- с программами, получить навыки работы над проектом),
- развитие креативного, творческого мышления, воображения,
- развитие воли (умения довести поставленную перед собой задачу до конца),
- развитие позитивной «Я – концепции» (я знаю, я умею, я могу… - чувство собственного достоинства),
- развитие эмоциональной сферы (развитие положительных эмоций: радость, сочувствие, сопереживание),
- развитие сотрудничества, умения работать в команде (взаимопомощь, взаимообучение).
Уже в течение нескольких лет мы используем метод проектов при изучении различных тем курса. Заканчивая изучение темы «Текстовый процессор Word», учащиеся выполняют итоговую работу. Изучив технологию работы в Ms Power Point, дети создают индивидуальные презентации по выбранной теме. Ознакомившись с основами создания Web-сайтов в среде Ms Front Page, ученики делают собственные странички. В качестве итоговой работы выпускники выполняют мультимедийные проекты.
Примерные темы для компьютерных проектов:
- Обучающий проект, презентация, Web-сайт по темам курса информатики.
- Обучающий проект, презентация, Web-сайт по различным школьным предметам (литература, история, биология и т.д.)
- Проект о школе или своем классе
- Мой город, мой район.
- Спорт, искусство
- Новости науки
- Необычные праздники
- Веселая фразеология
- А вы знаете, что…?
- Необычные архитектурные сооружения и т.д.
Рассмотрим методику проектной деятельности на примере создания школьных Web-сайтов
и мультимедийных проектов.
Мультимедийный проект – интерактивная компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т.д. (2)
Проекты разрабатываются как в индивидуальной, так и в групповой формах под руководством учителя-информатики, а по мере необходимости привлекаются учителя-предметники.
Проектная работа включает в себя следующие этапы:
- этап моделирования (сбор информации, разработку информационной структуры, наполнение структуры данными, выбор способа обработки информации и разработку модели представленных результатов),
- реализации (реализация модели в электронной и материальной средах),
- практического применения (практическое применение полученных результатов заключается в проведении уроков-конференций, докладов на школьных конференциях, использовании результатов проектирования на уроке, в клубной деятельности и т.д.).
Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Разработка мультимедийного проекта в учебных целях выполняется на базе приложений Microsoft Office, для подготовки материалов используются дополнительные программные продукты (Photo Editor, Adobe PhotoShop, Звукозапись и др.). Часто мультимедийный проект содержит базу данных, выполненную на базе приложения Microsoft Access. Демонстрация проекта осуществляется при помощи программы Microsoft Power Point.
Материал, включаемый в проект, может быть представлен рисунками, аудио, видеозаписями, текстами т.д. Это принципиально разные виды информации. Для работы с ними существуют свои программные среды. Поэтому в процессе работы ученик работает с целым комплексом программ, часто не входящим в школьную программу.
Проект разрабатывается в течение серии занятий. Работа разбивается на несколько этапов:
I. Постановка проблемы, выбор темы, подбор материала, ознакомление учащихся с требованиями к выполнению проекта и требованиями к защите проекта.
Ребятам предлагается ряд разнообразных тем для проекта (в том числе и свободная тема, которая предварительно согласовывается с учителем информатики). Выдвигаются требования к выполнению и защите проекта.
II. Анализ объектов. На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, как они будут связаны друг с другом.
III. Разработка сценария и синтез объектов. На этом этапе необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы (управляющие кнопки) и выход из него (завершение работы). В сценарий закладывается звуковое сопровождение, причем оно не должно утомлять и мешать работе.
IV. Выбор формы представления информации.
Определение программных продуктов для реализации проекта. Их 2 вида:
- для подготовки и обработки материалов
- для создания мультимедийного проекта непосредственно.
V. Синтез компьютерной модели объекта.
Реализация мультимедийного проекта на персональном проекте включает 2 этапа:
- Подготовка материала для работы.
- Создание мультимедийного проекта.
VI. Подведение итогов. Работа с мультимедийным проектом. Учащиеся с интересом смотрят работы других и оценивают их. В ходе таких просмотров у участников происходит рефлексия относительно своего проекта.
Web-сайт – совокупность web-страниц, посвященных одной теме и связанных между собой ссылками.
Подготовительная работа: задание для индивидуальных проектов объявляется заранее, за 2-3 недели до начала работы над проектом, для того, чтобы ученики могли оценить свои возможности и доступные им информационные ресурсы. На этом этапе учитель помогает сформулировать тему работы, рекомендует источники информации. Требования к проекту и критерии оценки также объявляются до начала работы над проектом.
Этапы создания Web-сайтов
- Выбор темы (из предложенных учителем направлений или собственные предпочтения). Создание рабочей группы, распределение обязанностей.
- Анализ содержания и будущей структуры сайта. Сбор информации: тексты, образцы фона, иллюстрации из различных источников (сканирование, Интернет и т. д.) Структурирование материалов.
- Создание эскиза страницы. Оформление – это первое, на что обращают внимание посетители сайта. Но на этом этапе достаточно сделать черновой вариант на листе бумаги.
- Этап реализации проекта. Создание шаблона страницы на основе эскиза. В шаблон вносятся общие для всех страниц элементы (фон, панель навигации, меню, заголовок, логотип и т. д.)
- Наполнение сайта информацией. На этом самом продолжительном этапе в работе над проектом ученики набирают текст, вставляют изображения. Параллельно идет подготовка графики для страниц (обработка фотографий, создание художественных заголовков, кнопок, анимации).
- Создание гиперссылок, панели навигации.
- Тестирование и отладка локальной версии сайта. Проверка ссылок.
- Защите проекта. Обоснование выбора темы, обзор технологий, обсуждение. Анализ работ, подведение итогов.
О роли педагога в процессе работы.
Педагог в ходе всей подготовки проекта выполняет роль коллеги, организатора деятельности, консультанта. Реализация метода проектов и исследовательского метода ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Он направляет разные виды деятельности учащихся. (Нередко при этом учитель сам пополняет свои знания).
Проекты – очень хорошая практика для повышения эффективности образовательного процесса. Работа над проектом требует как от детей, так и от учителя много времени и сил, но при правильном управлении учителем процессом работы детей проектная методика способствует усвоению прочных знаний по предмету.
(1) Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., "Академия”, 2000.
(2) Макарова Н.В. Информатика 10-11. СПб, изд. «Питер», 1999 г.
Литература:
1. Полат Е.С. "Метод проектов". http://iteach.ru - Сайт «Intel Обучение для будущего».
2. Сергеев И.C. Как организовать проектную деятельность в школе. Москва, АРКТИ, 2003
3. Практическая работа по теме «Разработка учебного проекта». Автор – старший научный работник лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО к.п. н Бухаркина М.Ю. М., 2003.
4. Журнал «Информатика и образование», № 5, 2007
Курбанова Ирина Борисовна,
учитель информатики ГОУ СОШ № 594 г. Санкт-Петербурга;
Хайми Наталия Ивановна,
учитель информатики ГОУ СОШ № 594 г. Санкт-Петербурга
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.