Вспомним Я. Корчака, у которого личность живет и действует как индивид и как член коллектива. Чем богаче человеческая личность, тем глубже и острее в ней чувства коллективизма, только личность чувствует свою ответственность за всех. Коллектив должен быть творческим. Корчак говорил, что самое главное - видеть живого, конкретного ребенка, стараться его познать, т. е. понять. «Понять - значит почувствовать» (К.С.Станиславский). И педагог должен чувствовать каждого ребенка, иметь опыт нервной клетки и воспитывать его у детей.
Что же может помочь педагогу в достижении этих целей? Игра! "Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. С приходом дошколят в школу, ведущей в их новой жизни должна стать учебная деятельность. Но задача учителя и родителей состоит в том, чтобы не посеять в душах детей страх перед школой и нежелание учиться. Учеба труд ребенка, но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.
Игры, проводимые мною на уроках, направлены на развитие у детей зрения, слуха, осязания, обоняния; всех видов памяти, наблюдательности, воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Ведь лишь при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, у детей складывается целостное отражение предметов. ситуаций и событий, т.е. возникает восприятие окружающего мира.
Итак, какие же конкретные игры, и на каких предметах я использую?
Обучение грамоте и литературное чтение:
- лицевая гимнастика (подготовка речевого аппарата к чтению)
- ассоциации (на что похожа буква?)
- на одну букву(за 1минуту найти в классе и запомнить как можно больше предметов, название которых начинается с буквы С и т.д.
- предметы, в названии которых 1.2,3 слога (найти)
- предметы, в названии которых ударный слог 1 ,2 и т.д. (найти)
- творческий рассказ «Биография предмета» (найдите что-то новое в хорошо знакомом вам предмете, пофантазируйте, расскажите)
- групповой рассказ 1 (по картине или на заданную тему). Учитель может использовать мяч и сам начать повествование. Детям надо следить за предложениями говорящих игроков, чтобы попасть в нужное русло. Например: однажды лунной зимней ночью...
- творческий пересказ (пересказ от имени одного из персонажей). Например, от имени волчихи или Белолобого в рассказе А.П. Чехова "Белолобый". В объемном произведении уместен предварительный разбор.
- групповой рассказ 2. Рассказ из имён существительных на заданную тему, например "Весна": 1-ый ребенок: - солнце; 2-ый ребёнок: солнце и свое слово, например - лужа; 3-ий ребёнок: солнце, лужа, воробей и т.д. Последний играющий повторяет все слова по порядку.
- телевизор(пересказ по желанию). 1,2,3 колонки - 1,2.3 программы. Но телевизор испортился, и по всем программам идет одна передача. «Пульт» у учителя: один хлопок.
- первая программа, 2 хлопка - вторая программа и т.д. Один и тот же ребенок может ответить только один раз. Чтобы пересказ получился, детям необходимо вести его внутри себя.
Русский язык:
мячики со словами
- учитель кидает ребенку мяч, называя им. существительное, а ученик возвращает мяч, называя синоним или антоним данного имени существительного.
- дается корень -бег- , а возвращается мяч с однокоренными словами
- при изучении частей речи ( учитель задает вопрос, например: - что?, а ребенок отвечает: - небо)
Вариант этой же игры. Учитель называет слова, а дети - вопросы.
- при изучении склонений им. существительных
- при изучении изменения им. прилагательного по родам
- при изучении времен глаголов
- при изучении сочетаемости частей речи
- при повторении изученного материала о частях речи
Математика:
Вычислительная машинка (условия игры можно изменять и усложнять)
1 класс
Пальцы ведущего - числа от 0 до 9. Знаки "=", "+", "-" определенной позицией пальцев ("+" - это кулак).
2 класс
Добавляются знаки ":" и "×". Знаки действий можно задавать и звуковыми сигналами (":" - это хлопок). Пальцы могут быть и десятками, и сотнями.
Игру можно использовать вместо устного счета и на других этапах урока. Результаты вычислений называются устно или записываются в тетради. Ведущим может быть и сильный ученик.
1. мячики с числами
- следующие и предыдущие числа
- увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз
- при сложении, вычитании, умножении и делении с "0" и "1"
- при закреплении таблицы умножения и деления
- при умножении и делении круглых сотен, десятков
2. хлопки
- при изучении двузначных и т.д. чисел. Учитель:- запишите число , в котором десятков (5) хлопков и единиц(6) хлопков, в котором сотен (3) хлопка и единиц (4) хлопка. Дети записали: 56 304.
- устное решение уравнений. У.:-Я задумала число, если его умножить на 5, получится 40. Какое число я задумала? Ребенок отвечает хлопками: -8.Класс подтверждает правильный ответ 3 хлопками.
- при поверке домашнего задания дети подтверждают правильный ответ тремя хлопками.
3. геометрические фигуры вокруг нас. За 1 минуту дети ищут в классе предметы квадратной или какой-нибудь другой формы. Названные предметы повторять нельзя.
Игры помогают и при организации детей в начале урока, и при проведении физ. минуток:
- "Субботник". За определенный счет, который хлопками задает учитель, дети приводят в порядок свое рабочее место (молча, соблюдая тишину)
- Займи свое место:
- по жесту учителя;
- точно в хлопок (учитель может хитрить, совершая другое движение);
- на 3 и т.д. хлопок;
- за 5 и т.д. хлопков.
- повтори ритм. У учителя с детьми есть договор: если педагог без предупреждения задает хлопками какой-либо ритм, ребята должны повторить его, как один человек.
- сонар. У:- Послушаем класс или коридор, мысленно перенесемся на спортивную школьную площадку. Что интересного услышали?
- Что нового? У:- Что нового в вашем друге или в нашем классе и т.д.?
- великаны. Никуда не забираясь, «достать» кончиками больших или других пальцев - потолок.
- «видящие» пальцы. С закрытыми глазами «рассмотрите» поверхность стола или пенала и т.д., расскажите о своих ощущениях.
- ассоциации ( зрительные, слуховые). Учитель показывает детям, например ножницы и спрашивает:- на что похоже? Ответы детей:- на очки, аиста, голову крокодила и т. д.
Играя, дети приучаются мыслить и действовать самостоятельно, не копируя и не мешая друг другу. А учитель получает возможность организовать коллективную творческую деятельность детей.
Список используемой литературы:
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Л.: Искусство, 1967.- 78 с.
- Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 136 с.
- Корчак Я. Книга для учителя / Сост. В.Ф.Кочнов. - М.:Просвещение,1992.- 317 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. - М.: Политиздат, 1975.-272 с.
- Методика воспитательной работы./Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.-144 с.
Черных Ольга Владиславовна
Учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 253, г. Санкт-Петербург
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.