Наталья Антоновна Омбоева, 20.09.2011 3

Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка


Статья посвящена игровой технологии, целям и методическим принципам игрового обучения. Представлена структурная модель игрового обучения при обучении иностранному языку.

Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал
По определению Г. К. Селевко [1], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Игровые технологии имеют различную направленность:
  • дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
  • воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
  • развивающие  –  развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
  • социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
В процессе игровой деятельности происходит формирование и развитие личности, подготовка человека к жизни.  С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие исследователи называют новое учебное и психическое состояние обучаемых игровым состоянием. Оно характеризуется повышенным уровнем мотивации, инициативности, готовности к сопереживанию и деятельности воображения. Игра объединяет играющих для совместного группового сотрудничества, речевого и предметного взаимодействия, направленного на решение совместной задачи.

Целями игрового обучения школьников являются:
  • развитие мышления средствами иностранного языка;
  • повышение мотивации изучения предмета;
  • обеспечение личностного роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Организующим фактором игровой познавательной деятельности является проблемная ситуация, которая характеризуется творческим эмоциональным состоянием субъектов, выражающемся в анализе ситуаций, принятии решений. Эффективность данного этапа познавательной деятельности обучаемых предопределяется смысловой содержательностью, предметной значимостью, духовно-гуманитарной направленностью отобранного материала.

Речемыслительную деятельность обучаемых стимулируют, например, такие ситуации «Первая встреча с зарубежной семьёй, в которой я буду жить во время кратковременной учебы», «Знакомство с молодёжной средой Великобритании» и другие.

Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности,  где деятельность обучающихся составляет важный компонент структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыследеятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.

Игровое обучение на иностранном языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева [2], строится на следующих методических принципах:

  • системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе
    • выделения коммуникативных сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций;
    • в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала;
    • в поэтапном обеспечении нарастающей коммуникативности с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации;
    • в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности;
  • оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам;
  • конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.


Познавательная парадигма состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности.

Представим структурную модель игровой познавательной деятельности как систему познавательных действий при субъектно-субъектных отношениях игровой методики обучения [2]:
 



Таким образом, игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность, предопределенную содержательностью отобранного материала.
                                               
Литература

  1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие  /  Г. К. Селевко  –  М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – С.50 – ISBN 87953-127-9;
  2. Артемьева, О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности [Текст]: Монография  / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 208 с. – с. 5-9 – ISBN 978-5-8265-0625-7.

Об авторе:  Омбоева Наталья Антоновна, учитель английского языка, кандидат педагогических наук, МОУ  Лицей №3, Волгоград.

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 Ym-ka • 20:24, 24.11.2011
Спасибо. Ваша статья в дальнейшем пригодится в моей работе.
[Материал]
avatar
2 Nike_Pashkov • 16:58, 20.11.2011
Свидетельство №1000/2011
[Материал]
avatar
Спасибо за публикацию.
Но мне лично хотелось бы видеть не только сухую теорию, сколько ваши личные успехи, личные исследования, личные наблюдения и находки и т.п.
[Материал]