Игровая технология как средство развития познавательной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка
- дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
- воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
- развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
- социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Целями игрового обучения школьников являются:
- развитие мышления средствами иностранного языка;
- повышение мотивации изучения предмета;
- обеспечение личностного роста каждого участника игры, способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
Речемыслительную деятельность обучаемых стимулируют, например, такие ситуации «Первая встреча с зарубежной семьёй, в которой я буду жить во время кратковременной учебы», «Знакомство с молодёжной средой Великобритании» и другие.
Игровая ситуация является конструктивной основой игровой познавательной деятельности, где деятельность обучающихся составляет важный компонент структуры. Игровая познавательная деятельность как активная форма обучения и воспитания требует адекватной технологии, которая способствовала бы усилению мыследеятельности и рефлексии обучаемых. Игровая познавательная деятельность (игра) на занятиях носит характер конструирования новых знаний, поиска способов решения ситуаций.
Игровое обучение на иностранном языке, как указывают О. А. Артемьева, М. Н. Макеева [2], строится на следующих методических принципах:
- системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку, который находит своё выражение в комплексной реализации коммуникативных, воспитательных, образовательных и развивающих целях обучения на основе
- выделения коммуникативных сфер деятельности обучаемого в реальной жизни и моделирования речевых ситуаций;
- в тщательном отборе на этой основе языкового и речевого материала;
- в поэтапном обеспечении нарастающей коммуникативности с ориентацией на воспроизведение основных черт реальной коммуникации;
- в комплексном развитии всех видов речевой деятельности в их тесной взаимосвязи и приоритетной роли коммуникативной деятельности;
- оптимальное сочетание различных видов работы на основе использования игровых методов обучения иностранным языкам;
- конструирование творческих видов работ по принципу от простого к сложному: от драматизации, импровизации к разыгрыванию микроэтюдов, макроэтюдов.
Познавательная парадигма состоит из двух функционально связанных видов познавательных и предметных действий: действий обучающихся как субъектов, направленных на самостоятельное добывание знаний в процессе игровой познавательной деятельности, и действий преподавателя как субъекта, направленных на обучение обучающихся видам и формам коммуникативной направленности.
Представим структурную модель игровой познавательной деятельности как систему познавательных действий при субъектно-субъектных отношениях игровой методики обучения [2]:
Таким образом, игровая технология обладает средствами, активизирующими познавательную деятельность, способствующими усилению мотивации, стимулирующими речевую деятельность, предопределенную содержательностью отобранного материала.
Литература
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. – С.50 – ISBN 87953-127-9;
- Артемьева, О. А. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности [Текст]: Монография / О. А. Артемьева, М. Н. Макеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 208 с. – с. 5-9 – ISBN 978-5-8265-0625-7.
Об авторе: Омбоева Наталья Антоновна, учитель английского языка, кандидат педагогических наук, МОУ Лицей №3, Волгоград.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.