Если ваши ученики знают, что по пятницам у них всегда проходит урок домашнего чтения, то вам не придётся десять раз напоминать им принести в класс книги по домашнему чтению. И чем чётче систему работы вы создадите, тем меньше учеников на вашем уроке домашнего чтения будут сидеть без книг.
Когда же мы, сами учителя, запутываем наших учеников – в эту пятницу у нас есть домашнее чтение, в следующую пятницу его не будет, а в после следующую «там посмотрим» - то и нам, самим учителям, от этого хаоса и полной бессистемности нашей собственной работы преподавать, а тем более, научить учеников хоть чему-нибудь, становится всё сложнее и сложнее. Уверяю вас, от бессистемности, спонтанности и нечёткости своего учительского труда вы будете страшно уставать сами и задёргаете своих учеников. От запутанности, нестройности и непредсказуемости вашей работы как учителя результаты детского учебного труда будут неукоснительно снижаться. Эффективность учения в вашем классе на ваших уроках и ваша удовлетворённость собственным трудом будут крайне низкими. А дело всё в системе или бессистемности труда учителя.
Возьмём в качестве примера работу учителя с ученическими тетрадями. Учителя - практики знают, сколько времени, сил и нервов отнимает у нас эта работа. Попробуйте заставить наших учеников вести аккуратно в течение всего учебного года, или хотя бы одной учебной четверти, тетради по своему предмету, да ещё несколько разных: рабочая тетрадь, тетрадь для конспектов, тетрадь для тестов и контрольных работ и т.д. Если мы, учителя, не создали в своей учебной аудитории чёткий рабочий режим, совершенно определённую учебной программой и нами самими систему работы с ученическими тетрадями, то, будьте уверены, у основной массы наших учеников тетрадей этих не будет вовсе, даже если при этом мы будем им постоянно говорить о необходимости наличия рабочей тетради ученика в классе.
Разработайте свои (хотя, почему свои, вполне можно скооперироваться со своими коллегами в этом вопросе) простые и чёткие правила и неукоснительно следуйте им. Например, правила работы с ученическими тетрадями:
• Два-три раза в неделю учитель берёт ученические рабочие тетради на проверку.
• Если в тетради ученика не сделана работа над ошибками предыдущего письменного задания, то последующая работа, пусть и аккуратно выполненная учеником, учителем не проверяется, а автоматически выставляется неудовлетворительная оценка.
• Раз в месяц учитель выставляет оценку за ведение рабочей тетради, которая идёт в журнал.
• Раз в полугодие завуч школы проверяет ученические тетради и ставит свои оценки за их ведения. Эти оценки также переносятся учителем в журнал.
• На последнем родительском собрании четверти учитель раздаёт ученические тетради с выставленными там оценками за их ведение, пометками и своими замечаниями родителям учащихся.
• Информация о перечне тетрадей, которые должны вести ученики по вашему предмету, вывешена на стенде в кабинете. Например: две тонкие рабочие тетради в линейку; одна общая толстая тетрадь (в любую разлиновку) для конспектов и лекций по грамматике; одна общая толстая тетрадь по домашнему чтению; одна тонкая тетрадь с линейку для тестов и контрольных работ, которая хранится в учебном кабинете; толстая тетрадь по подготовке к экзаменам.
• За все тетради раз в полугодие ученики получают оценки за их ведение, выставляемые в журнал.
• На итоговые зачёты в конце четверти ученик должен приходить с общей тетрадью, содержащей все конспекты и лекции по изученным темам.
Уважаемые коллеги, не накапливайте горы непроверенных ученических тетрадей. Лучше их проверять в системе, ведь, кроме вас, их всё равно проверять больше некому. Не можете постоянно проверять тетради своих учеников, не хватает на это ни времени, ни сил? А почему учащиеся должны постоянно выполнять задаваемые им вами задания? У них что, время и силы безграничны? Чувствуете, что зашиваетесь с проверкой ученических тетрадей, задайте больше устных заданий, чем письменных. В крайнем случае, устройте прямо на уроке самопроверки тетрадей самими учащимися.
Если же у вас нет правил работы с ученическими тетрадями и система вашего учительского труда не складывается и не получается, то не ждите от своих учеников хороших результатов учёбы и не требуйте с них никаких тетрадей вообще. Толковых тетрадей, по которым можно было бы действительно учиться, у них не будет, потому что мы, взрослые, оказались бестолковыми и не сумели разумно и чётко организовать эту работу с детьми, не смогли ясно и понятно их этому научить. Так что ж мы хотим с детей? Нам наши ученики ответят тем же хаосом, той же бессистемностью и путаницей: то принёс в класс рабочую тетрадь, то не принёс; то сделал работу над ошибками, то забыл; то сдал тетрадь на проверку, то не сдал.
Это был лишь пример с ученическими тетрадями. А чёткая и понятная детям система должна прослеживаться в нашей учительской работе во всём: в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в нашей работе с родителями учащихся, в проведении устных зачётов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в нашей подаче нового учебного материла, в его закреплении, повторении и отработке и т.д. Кстати сказать, было бы совсем замечательно, если бы мы, учителя, привлекали к созданию и разработке системы нашей школьной работы самих учащихся, а также их родителей. Мы вполне могли бы обсуждать и принимать с учениками нашими правила, которые потом предстоит неукоснительно соблюдать и им, и нам. Почему мы боимся привлекать ребят к этому процессу школьного законотворчества?
Пока же у нас с вами, уважаемые коллеги, нет стройной системы и чёткой продуманности в нашем учительском труде, мы будем страшно уставать от этой бессистемности, бестолковости и неразберихи, а ученики наши, увы, будут показывать низкие результаты.
Об авторе:
педагог, преподаватель английского языка, г. самара,
а также автор 4 книг и 70 статей
по вопросам образования и воспитания
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.