И прежде всего — ЕГЭ по математике.
На днях Михаил Швыдкой — ведущий телепрограммы «Культурная революция», — проводя дискуссию по проблемам образования (20.10.11), в заключительном слове сказал: «Что меня сегодня очень порадовало — никто из участников не упомянул ЕГЭ — я уже о нём слышать не могу!»
Двумя днями ранее министр образования А.Фурсенко очень точно (вроде бы) сформулировал: «Что касается ЕГЭ по математике, то это, в сущности, просто обычный письменный экзамен» (как вы понимаете, я цитирую по памяти).
Постараюсь быть достаточно кратким и воспользуюсь тезисной формой.
1.Основная проблема ЕГЭ (в отличие от «просто экзамена») — не проверить знания, а выявить те самые так называемые «5% талантливых», что изначально существуют в каждом обществе.
Ссылаются на то, что талантливый ученик «из дремучей тайги» сможет поступить, например, в МГУ.
Согласен, — более чем!
Вот только одна малость: мы живём в XXI веке.
Что из этого следует?
А то, что нам — стране! — нужны не просто «5% талантливых», а все граждане, все люди, способные своим трудом, своей жизнью не только думать, а и действовать во имя будущего — да-да! того самого светлого будущего — во имя своих детей, себя самих, своей страны и, тем самым, нашей планеты Земля в целом (да не покажется это вам слишком высокопарно!).
2. Вывод из вышеизложенного:
Нам нужно не только искать «5% талантливых», но учить ВСЕХ (если, конечно, это интересует государство, т.е. людей, представляющих, как им думается, государство!).
3.Как это сделать?
Да, собственно говоря, уже было опробовано: несколько лет назад ещё существовал «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы» (Математика, Дрофа, М. 2004. Рекомендовано Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации — 6-е издание, стереотипное).
Что это значит?
А просто то, что минобразованием было сделано хорошего — ушло.
Конкретно:
Если мы хотим иметь знающих граждан — мы должны проверять их квалификацию (экзамен).
То есть, задания ЕГЭ, как в сборнике заданий Г.В.Дорофеева, должны быть заранее доступны всем (и учителям, и ученикам).
Если, конечно, наша цель — научить ВСЕХ!
4. А нынешняя цель ЕГЭ (хотя в этом не признаются, думаю, ни президент, ни председатель правительства, ни министр образования — несмотря на то, что он доктор физ.-мат. наук) — поиск «5% талантливых» — очень легко реализуется уже существующим пунктом «С».
В подтверждение сошлюсь на экзамен академика Л.Ландау: все задачи у него были известны, но, тем не менее, школу Ландау прошли, дай Бог, только полсотни человек — те самые «5% талантливых».
5. Коллеги, если Вы согласны со мной, то давайте объединимся.
6. Ремарка: Вы ведь знаете, что выучить все задания — невозможно.
Следовательно, нужно вернуться к некоему варианту Дорофеенко: п.п. А и В — известны заранее всей стране, а пункт «С» оставить для «5% талантливых».
Так давайте же соединим свои усилия в битве за наших детей и наше будущее!
Инженер-технолог математического образования Виктор Харченко.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.