Харченко Виктор Анатольевич, 28.10.2011 1

Как реформировать ЕГЭ?


Основная проблема ЕГЭ — не проверить знания.
Основная цель ЕГЭ — поиск «5% талантливых».

Уже сколько лет ЕГЭ вызывает, мягко говоря, нарекания со стороны и учителей, и, прежде всего, родителей, и просто грамотных специалистов: от инженера до академика.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

И прежде всего — ЕГЭ по математике.

На днях Михаил Швыдкой — ведущий телепрограммы «Культурная революция», — проводя дискуссию по проблемам образования (20.10.11), в заключительном слове сказал: «Что меня сегодня очень порадовало — никто из участников не упомянул ЕГЭ — я уже о нём слышать не могу!»

Двумя днями ранее министр образования А.Фурсенко очень точно (вроде бы) сформулировал: «Что касается ЕГЭ по математике, то это, в сущности, просто обычный письменный экзамен» (как вы понимаете, я цитирую по памяти).

Постараюсь быть достаточно кратким и воспользуюсь тезисной формой.

1.Основная проблема ЕГЭ (в отличие от «просто экзамена») — не проверить знания, а выявить те самые так называемые «5% талантливых», что изначально существуют в каждом обществе.

Ссылаются на то, что талантливый ученик «из дремучей тайги» сможет поступить, например, в МГУ.

Согласен, — более чем!

Вот только одна малость: мы живём в XXI веке.

Что из этого следует?

А то, что нам — стране! — нужны не просто «5% талантливых», а все граждане, все люди, способные своим трудом, своей жизнью не только думать, а и действовать во имя будущего — да-да! того самого светлого будущего — во имя своих детей, себя самих, своей страны и, тем самым, нашей планеты Земля в целом (да не покажется это вам слишком высокопарно!).

2. Вывод из вышеизложенного:

Нам нужно не только искать «5% талантливых», но учить ВСЕХ (если, конечно, это интересует государство, т.е. людей, представляющих, как им думается, государство!).

3.Как это сделать?

Да, собственно говоря, уже было опробовано: несколько лет назад ещё существовал «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы» (Математика, Дрофа, М. 2004. Рекомендовано Департаментом общего и дошкольного образования Министерства образования Российской Федерации — 6-е издание, стереотипное).

Что это значит?

А просто то, что минобразованием было сделано хорошего — ушло.

Конкретно:

Если мы хотим иметь знающих граждан — мы должны проверять их квалификацию (экзамен).

То есть, задания ЕГЭ, как в сборнике заданий Г.В.Дорофеева, должны быть заранее доступны всем (и учителям, и ученикам).

Если, конечно, наша цель — научить ВСЕХ!

4. А нынешняя цель ЕГЭ (хотя в этом не признаются, думаю, ни президент, ни председатель правительства, ни министр образования — несмотря на то, что он доктор физ.-мат. наук) — поиск «5% талантливых» — очень легко реализуется уже существующим пунктом «С».

В подтверждение сошлюсь на экзамен академика Л.Ландау: все задачи у него были известны, но, тем не менее, школу Ландау прошли, дай Бог, только полсотни человек — те самые «5% талантливых».

5. Коллеги, если Вы согласны со мной, то давайте объединимся.

6. Ремарка: Вы ведь знаете, что выучить все задания — невозможно.

Следовательно, нужно вернуться к некоему варианту Дорофеенко: п.п. А и В — известны заранее всей стране, а пункт «С» оставить для «5% талантливых».

Так давайте же соединим свои усилия в битве за наших детей и наше будущее!

Инженер-технолог математического образования Виктор Харченко.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 oleksiy41 • 13:41, 26.09.2014
Поддерживаю автора статьи. Позволю кое-что добавить по тематике школьной физики.
К сожалению, сплошь и рядом можно встретить ситуации, когда в первую группу А включаются слишком простые вопросы или задания, требующие для анализа привлечение нескольких формул, не выделены базовые задачи (а их всего два десятка), совершенно игнорируется практическая часть программы и базовые знания по измерениям и расчёту погрешностей. Если в школьной практике умение применять знания в новых незнакомых ученику условиях относится к высокому уровню, то на ЕГЭ такая ситуация рассматривается в порядке вещей, как рядовая?? Разве это нормально, что школа вынуждена перестраивать и подстраивать всю свою работу в угоду ЕГЭ. А ведь в перспективе любой выпускник сможет поступать в ВУЗ без вступительных экзаменов? Как это и наблюдается в ряде передовых стран. Эта тема разговора очень непростая и требуется системный подход в поиске её решения. Пока же дисбаланс тематических аттестаций по физике в школе и проверкой ГИА, ЕГЭ увеличивается из-за отсутствия единых принципов контроля знаний. Возьму на себя смелость высказать некоторые предложения. Учителя должны быть не менторами контроля, а друзьями и помощниками детей. Разрешать пользоваться формулами наряду со справочными данными при всех видах контроля. Ученики и абитуриенты должны знать весь перечень вопросов и задач заранее. При ГИА и ЕГЭ включать по одному заданию (выбранных случайным образом вперемешку) изученных тем или разделов курса. Для ВУЗОВ с высоким уровнем требований вводить дополнительные задачи олимпиадного уровня и намного шире учитывать активность учеников на олимпиадах, конкурсах, а также защиту творческих работ в системе МАН. Тестовый контроль вызывает сомнение по причине большой степени субъективизма и нарушений правил детской психологии «вариться в каше изощрённых неверных ответов». Требует специального обсуждения тема типовых-базовых и продвинутых-доступных заданий по каждому разделу.
[Материал]