02.12.2011 1

Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников


Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Моменты, когда учитель сумел вызвать окрылённость и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются для него поис­тине самыми счастливыми. Из них и складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблённо, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлечен­ности. Широ­кие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе.
  • Деятельность учителя музыки и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Все требования, предъявляемые к уроку музыки как уроку искусства, относятся и к неурочным формам: дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством. [2]
  • Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников:
  • углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности;
  • способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»;
  • организация досуга учащихся в свободное от учебы время.
  • Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора.
К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей.

Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. В театрализованных постановках с помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. Дети не только знакомятся с содержанием произведения, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Театр может перенести зрителей в далёкое прошлое, будущее, и в сказку… А сказка - это чудесный, волшебный мир, в котором добро всегда побеждает зло. В сказке могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Герои музыкальной сказки «Где же солнышко живёт?» (сценарий М. Пляцковского, музыка М. Минкова) на собственном примере показали - как преодолевать трудности и что значит настоящая дружба. Занятия в театре имеют большое воспитательное значение: дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Постановка музыкальных спектаклей способствует расширению и углублению знаний в области музыки. Например, в спектакле «Там, где музыка живёт» действие происходит в музыкальном королевстве: «Это домик, в котором живут нотки. В нём пять этажей - ступенек, и называются они нотный стан. Каждая нотка на своём месте… У нашей матушки королевы Мелодии два сына. Одного зовут Минор, другого - Мажор. Чтобы их не обидеть, она отдала каждому принцу по половине королевства». Сказочный сюжет с первых минут захватывает зрителей. В музыкальное королевство пытается проникнуть неизвестный, чтобы украсть несколько нот и нарушить порядок. Дети знакомятся с такими «музыкальными героями», как Нотки, принцы Мажор и Минор, Королева Мелодия, Реприза. «Вхождение» в мир музыки происходит в интересной, увлекательной форме.

Как и в любой другой школе, в нашем лицее есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй. Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в лицеисты», «День Учителя», «Капустник», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству. Пение - один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, в котором успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма.

Одно из традиционных лицейских мероприятий - фестиваль военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Фестиваль даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей. Песенные фестивали воспитывают не только исполнительскую, но и слушательскую культуру школьников. Из многолетнего опыта проведения фестиваля виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на фестивале. Подобные фестивали и конкурсы помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников.

Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции - «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.

Список литературы

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 336с.: - (Б-ка учителя музыки).

2. В.А. Школяр, Е.Д. Критская. Музыкальное образование в школе: Учеб. Пособие для студ муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Школяр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 232 с.
 
Атемина Татьяна Александровна,
учитель музыки
МОУ лицей №2 г. Сургут

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 gulya-uln • 00:00, 14.04.2012
с каждом ребёнке заложены способности , и их нужно развивать.хорошая статья
[Материал]