Интересен опыт О.В.Араслановой и К.А.Соловьева, изложенный в "Универсальных поурочных разработках по истории средних веков". Пособие содержит комплекты поурочных планов по истории средневековья, приводятся варианты игровых, дискуссионных и интегрированных уроков, вопросы для бесед и диспутов, викторины, материал для углубленного изучения, исторические документы. Но авторы пособия имеют в своем арсенале лишь две формы проведения игровых уроков, которые повторяются через 3-4 урока (коллективное историческое сочинение и командные формы работы - «римляне-франки», «франки-арабы»). С одной стороны, это хорошо, поскольку обучает конкретным приемам работы, отрабатывает определенные навыки обучения на общении. Но, с другой стороны, однообразие надоедает детям, и уже после нескольких однотипных уроков, даже если они построены на разном историческом материале, дети теряют интерес, им всегда хочется чего-нибудь нового, новых впечатлений, новый эмоций.
Формы учебных занятий по истории рассматривают в своей статье, включенной в сборник автора-составителя М.Н.Черновой, О.Ю.Стрелова и Е.Е.Вяземский. Авторы анализируют современные типологии уроков истории, структурные компоненты урока и варианты из сочетаний (лекции, лабораторные и семинарские занятия, диспуты, экскурсии), как альтернативы уроку.
Но особенно интересен раздел «Видовое разнообразие уроков истории», где можно почерпнуть много полезных идей для проведения интерактивных уроков истории. Считаю необходимым привести таблицу, составленную авторами статьи полностью. Курсивом в таблице выделены (выделено мною) те виды уроков, которые представляют большой интерес именно как уроки, направленные на активизацию деятельностного, активного подхода учащихся к изучению истории. Кроме того, такие уроки несут большой практический смысл, обучают будущему, поскольку предполагают, что все будет «по-настоящему», «по-взрослому».
Весьма важно и то, что авторы статьи дают подробные комментарии к таблице. Так, например, комментируя один из разделов таблицы, они пишут: «Неиссякаемую группу уроков представляют прототипы деловых встреч, организуемых в повседневной жизни на разных уровнях и в разных сферах общественной жизни: презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, телемосты, круглые столы. Имитируя внешнюю форму организации такой встречи: протокол, роли, профессиональная лексика и этикет, визитки, микрофоны, учителя «начиняют» ее учебным историческим содержанием и нетрадиционно проводят повторительно-обобщающие уроки».
Типы и виды уроков истории
Используя рекомендации авторов статьи, я проводила такие уроки в 9 классах. Они мне кажутся весьма полезными, поскольку школьники приобретают опыт публичных выступлений, участия в дискуссиях, проявляют инициативу в принятии решений. Обмен мнениями, обусловленный игровыми моментами, снимает напряжение и раскрывает личностные качества и особенности учащихся, развивает коммуникабельность и толерантность.
Большой интерес представляют материалы МИОО, включающие статьи Е.И.Костюченковой «Нетрадиционные приемы организации познавательной деятельности учащихся на уроке» и М.Г.Ганелиной «Интерактивные методы обучения истории».
Особо ценно то, что статья Костюченковой, к примеру, составлена на основе ее собственного педагогического опыта. В ней автор отмечает, что в основу современных технологий обучения заложен ряд педагогических техник, направленных на высокую познавательную активность учащихся. Автор обуславливает большую необходимость таких техник, поскольку, по ее мнению (и я с этим мнением полностью согласна), «в современной школе… слабо выражена направленность на формирование коммуникативных, исследовательских, проектировочных, общекультурных, учебных умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности. У многих учащихся отсутствует позитивная мотивация к продолжению образования. Уровень осознания собственных интересов и перспектив часто недостаточен».
Очень интересна и предложенная Е.И.Костюченковой классификация вопросов, предназначенных для учащихся, по степени их сложности, а также «рейтинг-лист» контроля эффективного участия школьников в различных формах обучающей деятельности (составление вопросов, подготовка рефератов, докладов, самостоятельное составление тестов, кроссвордов, участие в викторинах и т.д.).
М.Г.Ганелина в своей работе рассматривает интерактивные формы обучения, как один из путей совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся. Перспективными видами учебной деятельности она считает моделирование (игровую деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионную деятельность), изучение источников (исследовательскую деятельность).
Автор статьи выделяет несколько моделей учебных занятий:
- На основе игровой деятельности (игры-реконструкции, игры-обсуждения, игры-соревнования),
- На основе дискуссионной деятельности (семинары, структурные дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса)),
- На основе исследовательской деятельности (практические занятия (коллективная деятельность класса), проблемно-лабораторные занятия (групповая работа)).
Общие критерии современного урока, дидактические основы и методика его проведения, основные требования к современному уроку, подготовка, проведение и грамотный анализ урока хорошо изложены в статье «Современный урок - миф или реальность?», включенной в "Энциклопедию современного учителя" автора-составителя Т.П.Зайцевой.
Как справедливо отмечает автор статьи, каждый урок должен быть шагом вперед для школьников, рождать у них ощущение необходимости знаний, поддерживать постоянное движение вперед. «Уроки должны… давать пищу для самостоятельного раздумья, постоянной работы ума». Т.П.Зайцева выделяет следующие критерии современного «высокопроизводительного, результативного» урока:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса;
- объем и прочность информации, полученной школьниками;
- формирование способов умственных действий учащихся;
- формирование личностных качеств школьников;
- положительный уровень межличностных отношений учитель-ученик.
При подготовке к игровым урокам обычно используются рабочие тетради к соответствующим учебникам, краткие конспекты уроков, тесты, задачники, хрестоматийные материалы, а также методические справочники, которые приведены в списке литературы.
Список литературы:
1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории средних веков. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков к учебным комплектам Ведюшкина В.А. (М., Просвещение); Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского (М., Просвещение).
2. Ведюшкин В.А.,Крючкова Е.А., История средних веков 6 класс. Рабочая тетрадь, Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, М.,
Просвещение, 2008.
3. Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории средних веков для учащихся 6 классов.М., Интеллект-центр, 2008.
4. Методическое пособие. М., МИОО, ОАО «Московские учебники», 2009.
5. Степанищев А.Т., Методический справочник учителя истории. М., Владос, 2000.
6. Чернова М.Н. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы. М., Эксмо, 2006.
7. Энциклопедия современного учителя. Справочник. Составитель Т.П.Зайцева, М., Астрель, 2000.
8. Янин И. Т. Энциклопедия мудрых мыслей, Калининград, ГИПП «Янтарь», 2000.
9. Я познаю мир. Энциклопедия. Этикет, обычаи, быт. М., Астрель, 2002.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.