Ермак И., К., А.,
12.12.2011 3
Опыт формирования образовательных компетенций у обучающихся в модельном отделении ЦДЮТТ «Мотор»
В этой работе делается попытка обратить внимание на те особенности организации педагогического процесса в системе детского технического творчества, которые определяют его востребованность и результативность.
Социальная некомпетентность приходящих к нам новичков, неумение общаться и нежелание этому учиться становятся тяжелой преградой в попытке выяснить уровень подготовленности, определить объем знаний и умений нашего будущего ученика. А они с каждым годом становятся все меньше. Никакого технического творчества под руководством папы или дедушки дома плюс уроки труда далеко не во всех школах (да и и то - только при использовании принесенных из дома инструментов и расходных материалов). Опыт игры с пластмассовым конструктором – зачастую весь багаж умения. Какие-то знания в головах наших новичков все-таки есть, но к ним дается и обязательная нагрузка – неумение их использовать. Яркий пример из нашей практики – получив ответ на вопрос: «Что делать дальше?», ученик бойко и почти правильно излагает последовательность своих будущих действий и… растерянно замирает, поскольку превратить их в собственно действия он не умеет. Приходится начинать со знакомства с линейкой и карандашом, технологией обработки отнюдь не дерева и металла, а всего лишь бумаги и картона. Обучение азам черчения и материаловедения, приемы работы ручным и мерительным инструментом отодвигаются к весне, а о первых подходах к станкам лучше и не мечтать. Существенно увеличились сроки освоения программы большинством учащихся, гораздо легче стать лидером коллектива (если умеешь хоть что ни будь).
Что этому противопоставить? Как преодолеть негативные привычки и комплексы, сложившиеся за время обучения в школе? Мы пытаемся использовать в нашей работе подходы, характерные для системно–деятельностной парадигмы образования. Занятия как в секции автомоделирования, так и в секции начального технического моделирования имеют отчетливую практико–теоретическую направленность с существенным преобладанием практики. Вкрапления теории нужны для пояснения предлагаемого технологического приема, вовлечения ученика в обсуждение ( как легче сделать; как сделать, чтобы было точнее; как сделать, чтобы поехало быстрее и т.д.). Теоретические занятия носят скорее факультативный характер для обучающихся на второй–третьей ступени. Ступени чего? Ступени творческой лестницы. Пока у нас их пять, и на каждой происходит освоение новых знаний, приобретаются новые умения и навыки в работе, результаты участия в конкурсах и соревнованиях выделяют способных перейти на следующую ступень.
Первая ступень. Возраст 6-9 лет. Закрепление знаний, полученных в школе, развитие технического кругозора, формирование образного технического мышления. Умения: приемы работы с простейшим чертежным инструментом, навыки в работе с инструментами и приспособлениями ручного труда, обработка бумаги и картона, склейка. Результаты оцениваются по участию обучающимися в четырех конкурсах по НТМ, проводимыми на районном и межрайонном уровне. Призеры этих конкурсов участвуют в двух городских конкурсах.
Вторая ступень. Возраст 8–11 лет. Использование знаний по математике, освоение технической терминологии и чтение графического материала. Умения: начальные навыки ручного труда, основы слесарного дела и пайки, конструирование развертки объемной фигуры. Результаты освоения программы оцениваются по результатам 5–7 соревнований межрайонного уровня по простейшим моделям автомобилей.
Третья ступень. Возраст 10-12 лет. Приобретение и закрепление знаний по геометрии и черчению, знакомство с основами технологии обработки материалов и конструирования автомобиля. Умения: составление простейших эскизов, навыки в слесарных работах, электромонтаже и работы на металлорежущих станках. Способность спроектировать простейшую модель, разработать технологию ее изготовления и изготовить ее. Результаты оцениваем по 4–6 соревнованиям межрайонного масштаба и 2–4 городским соревнованиям по простейшим моделям автомобилей.
Четвертая ступень. Возраст 11–16 лет. Использование и расширение знаний по геометрии, тригонометрии, физике и черчению. Освоение и использование знаний по основам конструирования и технологии приборостроения. Умения: работа на универсальном металлорежущем оборудовании, обработка любых конструкционных материалов. Результаты оцениваются по участию в городских соревнованиях по автомодельному спорту среди юношей и взрослых, российских и международных соревнованиях.
Пятая ступень. Возраст 15 лет и более. Знания: освоение отдельных вопросов теории машин и механизмов: зубчатые передачи, гальванотехника, детали и узлы приборов, упрочнение и химико–термическая обработка деталей. Умения: проектирование и изготовление моделей с двигателями внутреннего сгорания. Результаты освоения программы оцениваем по участию в соревнованиях различного уровня.
Какие выводы можно сделать после краткого описания нашей творческой лестницы? Мы намеренно исключили из лестницы результатов учет знаний. Алгоритм нашей оценки прост: без умения нет результата, без знания нет умения. В основном образовании учащийся школы в основном вляется потребителем информации, разделенной на предметы. Усвоение этой информации принудительно, не зависит от личных потребностей и интересов учащегося и оценивается формальными оценками также по различным предметам. В итоге нет стимула для инициативы и самостоятельности в освоении знаний, совершенно неразвита способность к переносу знаний в новую образовательную область и нет потребности в применении уже освоенных знаний, формировании на их базе каких-то умений. В техническом творчестве со спортивным уклоном всё наоборот – для самореализации ученика, для достижения собственной цели ему нужны знания и умения, и наша задача – создать условия для формирования у него таких важных образовательных компетенций как активность и самостоятельность в освоении и, главное, в применении знаний и способность к переносу знаний и умений в новую область. Для этого на первых двух ступенях нашей творческой лестницы учащийся получает весь объем необходимой информации, затем постепенно процент пригодной к непосредственному использованию информации уменьшается при постоянном увеличении ссылок на те места, где эту информацию можно почерпнуть. Кстати, раньше при переходе на третью ступень обучающийся получал список «Что читать автомоделисту?», теперь же к нему добавился список «Полезные сайты». Сокращение «разжеванного» материала вынуждает наших учеников самостоятельно добывать знания, которых им не хватает. Наша задача – подсказать направление поиска. Конечно, педагоги по-прежнему остаются главными источниками информации, но, начиная с третьей ступени, эта информация – результат познавательной активности учащихся. Таким образом мы решаем задачу формирования у учащихся такой информационной компетенции, как способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Как избежать цикличности в формировании предметных знаний и умений? Что сделать для того, чтобы каждая новая модель не начиналась с нуля, с чистого листа? Мы намеренно вводим в конструкции предлагаемых моделей сходные и одинаковые элементы – как детали, так и целые узлы. На второй ступени мы последовательно делаем две модели с однотипными ходовыми частями. Цель - сформировать у учащихся представление о том, что наряду с узкоспециальными, специфическими, предметными знаниями и умениями существует целая область знаний, умений и навыков, которая вместе с их носителем проявляет себя во всех областях деятельности. Наши методические разработки – чертежи моделей, выкройки кузовов , маршрутные технологические процессы, технологические карты изготовления деталей построены настолько однотипно, что стимулируют учащихся сначала к переносу знаний и умений на новый объект, а затем к овладению универсальными учебными действиями.
Спортивная деятельность для нас не является целью. Спортивный результат учащегося – важный, но не основной итог его деятельности. С одной стороны, соревновательная деятельность – стержень , на котором мы располагаем решения всех наших образовательных, развивающих и воспитательных задач. При этом именно стержень обеспечивает тот самый длительный интерес юношей к выбранной деятельности, без которого невозможно было бы решать все эти задачи. С другой стороны, спорт – эффективный инструмент, позволяющий решать поставленные задачи. Причины прихода к нам новичков достаточны для прихода, но совершенно недостаточны для продолжительного обучения, сопряженного не только с успехами, но зачастую и с неудачами, для преодоления которых, кроме знаний и умений, нужен еще и характер. Наша спортивная лестница имеет высокие ступени – для перехода с одной на другую необходимо выполнить определенные организационные и спортивные нормативы. При этом мы создаем комфортные условия для достижения успеха и повышения уровня самоутверждения – многообразие спортивных дисциплин в автомодельном спорте и видов моделей как в начальном техническом моделировании, так и в автомоделировании позволяет каждому найти объект приложения сил по душе и уровню подготовки. Методические разработки моделей вариативны – каждая имеет несколько градаций по сложности. Начиная с третьей ступени каждый ученик сам выбирает, какой моделью он будет заниматься и в какой степени сложности. Кроме того, любые изменения в конструкции модели, предлагаемые учеником, должны быть воплощены. Конечно, педагоги обязательно высказывают свое мнение относительно технической и спортивной целесообразности будущего изменения, но окончательное решение остается за учащимся. Так формируется опыт самостоятельности в принятии решения и личной ответственности за него. Приоритет отдается ценности учащегося как личности. Обязательным остается участие всех учащихся в соревнованиях и конкурсах с непременной оценкой достижений каждого.
Поскольку учащиеся, прошедшие начальную подготовку (первая и вторая ступени) сами выбирают объекты приложения своего труда, становится заманчивым попытаться сформировать некоторые ценностно-смысловые компетенции. Для этого разработаны предельно лаконичные общие требования для третьей ступени: три модели на выбор (из сорока разработанных), не менее трех соревнований (из шести) и с одной из моделей (любой) – выполнить норматив скорости. Таким образом мы предлагаем нашим ученикам осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным дисциплинам и сферам деятельности, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций. Поставив ученика перед проблемой выбора, мы тут же приходим к нему на помощь и с помощью наводящих вопросов делаем выбор осознанным: «Начну с модели этого класса, потому что ближайшие городские соревнования будут именно в этом классе, а потом…». Что в этой фразе? Для нас это первые признаки зарождения учебно-познавательных компетенций: умения поставить цель, пояснить ее и спланировать свою учебно-познавательную деятельность.
Проводя в течение учебного года достаточно большое количество конкурсов и соревнований, мы, кроме решения конкретных, присущих именно этим мероприятиям задач, ставим перед ними одну общую, а объективность результата на соревнованиях стимулирует самоанализ, рефлексию и подводит учащегося к самооценке своей деятельности. Первой задачей в этой ситуации является обеспечение максимально возможной объективности результатов конкурсов и соревнований. Тогда вместо избитых аргументов типа: «…у них двигатели мощнее… и …ему папа помогал…» все чаще можно услышать: «…кое-что я не учел…, неточно вырезал…, плохо приклеил…». Достичь этого не так сложно – грамотно составить положения на все конкурсы и соревнования в течение года, четко прописать в них сроки, организационный и технический регламент, систему подведения результатов, вывесить на всеобщее обозрение и ни одну букву или цифру в них не менять в течение года. Вторая задача в этой ситуации более сложна – мягко и последовательно настраивать учащихся не только на отыскание причин полученного результата, но и на повышение результата, на победу, для достижения которой надо понять…, надо узнать…, надо научиться… Иными словами – уметь скорректировать свои действия. Вопрос формирования этой образовательной компетенции достаточно подробно описан в работах нашего коллеги – педагога дополнительного образования ГДТЮ А.И.Нестеренко.
Попытаемся показать, как эта задача решается у нас. Алгоритм прост: соревнования показывают результат, а значит – уровень знаний и умений. «Разбор полетов», то есть обсуждение этих результатов, должен привести к пониманию, во-первых, необходимости корректировки и, во-вторых, к планированию своих корректирующих действий. Формирование этой образовательной компетенции невозможно без преодоления устойчивого, выработанного годами учебы в школе комплекса сокрытия своего незнания и непонимания. Мы действуем следующим образом: постоянно и методично показываем учащимся, что объективные результаты – основа нашего отношения к ученику, все остальное, в том числе и показ своего незнания, не имеет значения. Более того, показ незнания и непонимания – отличная возможность привлечь к себе внимание педагога, вызвать его на разговор. Наша задача в этой ситуации – всего лишь провести этот разговор с пользой для ученика и при этом обязательно подчеркнуть сильные стороны его работы. Постоянная череда соревнований приучает к постоянному контролю и оценке результатов своего труда и приводит к способности критически относиться как к своей работе в целом, так и к каждой детали, каждой операции по ее изготовлению. В результате имеем привычку исправлять свои ошибки в процессе работы без вмешательства педагога.
К третьей–четвертой ступени нашей лестницы, приобретя опыт самостоятельного исправления ошибок, ученик приходит к неосознанной потребности просчитывать свои действия на один–два хода вперед, предвидеть возможные ошибки, учитывать их и корректировать свои действия. Польза осознанная – не тратить время на исправление брака, польза неосознанная учащимися, но для нас более важная – умение корректировать свою работу.
Постройка модели при правильной организации учебного процесса – это модель производства в миниатюре. Мы ставим перед собой задачу познакомить учащихся со всеми сторонами производственной деятельности как процесса созидания. Проектирование, планирование, организация, материальное обеспечение, собственно производство, разделенное на заготовительные операции, операции механической обработки, сборку, электромонтаж, отделку и обязательно испытания готовой продукции – все это необходимо для изготовления любой модели и на всех перечисленных этапах задействованы наши учащиеся. Заинтересованность в конечном результате (уровень выступления на соревнованиях) представляется очень важным фактором, определяющим качество ознакомления с процессом производства и привития интереса к этой стороне деятельности. Опосредованно мы поддерживаем выбор будущей профессии в сфере производства.
Остановимся на одной из особенностей нашей работы. В секции НТМ и на первом году обучения в секции автомоделирования сборка и следующая за ней проверка работоспособности модели (тренировочные запуски) – окончание работы над моделью. На последующих ступенях сборка модели – это начало работы по увеличению потенциала модели, улучшения ее характеристик. Для проведения этих работ в течение года у обучающихся на третьей и четвертой ступенях от десяти до четырнадцати тренировочных занятий. Видимая последовательность действий на этих занятиях проста – внести изменения в конструкцию модели, запустить ее и замерить результат, опять внести изменения, опять запустить и опять замерить. Но в действительности это – возможно, первые опыты в жизни, которые ученик сам планирует, ставит, наблюдает, на основе наблюдений выдвигает гипотезы, проверяет их и делает выводы. При этом он сам подбирает необходимые материалы, приборы и оборудование. Очень важным фактором является личная заинтересованность ученика в успешном выполнении этой работы. Так мы пытаемся сформировать одну из учебно–познавательных компетенций – умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимое оборудование, владеть измерительными навыками.
Выше мы затронули вопрос формирования одной из информационных компетенций. В процессе работы над моделями наши учащиеся овладевают также навыками работы с различными источниками информации: технологическими картами, таблицами, книгами, справочниками, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернет. Для извлечения и сохранения полученной информации им приходится овладеть навыками использования информационных устройств: компьютера, факса, принтера, копира.
Создавая календарь наших конкурсов по начальному техническому моделированию и соревнований по автомоделированию (районный и межрайонный уровень), мы решали вопросы создания спортивных стимулов для поддержания интереса к занятиям и обеспечения достаточной соревновательной практики у моделистов первой, второй и третьей ступеней нашей творческой лестницы. Участие в городских, российских и международных соревнованиях (третья, четвертая и пятая ступени) позволяет сформировать такие коммуникативные компетенции как умение представить себя, свой коллектив, свой город и страну в ситуациях межкультурного общения, использовать для этого знание иностранного языка, навыки предъявления и заполнения необходимых документов. Поездки на соревнования любого уровня учат владеть способами совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы. Участие в соревнованиях дает возможность получить навыки личной безопасности и умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивных состязаний. Постоянное участие в состязаниях формирует умение добиваться победы и правильно относиться к успехам и неудачам, развивает уверенность в себе.
Работа над моделью предполагает ряд вопросов, которые каждый ученик задает себе и педагогу. Эти вопросы узкотехнические и технологические, поэтому только обозначим их общую направленность - распределение времени и сил на различные виды работ: качество, внешний вид, удобство эксплуатации, ходовые качества и прочее. Не только мы, педагоги, думаем об этом. Зная календарь соревнований, каждый учащийся пытается в условиях ограниченного времени (если он хочет успеть к стартам) так построить свою работу, чтобы оптимизировать это распределение времени и сил. Следующий шаг – умение устанавливать иерархию понятий не только в приложении к своей модели, но и ко всей своей учебно-познавательной деятельности. Это одна из компетенций, которую мы также пытаемся сформировать у своих учеников.
Выводы
Перечислим кратко те образовательные компетенции, которые мы пытаемся сформировать у наших учеников:
- умение поставить цель,
Социальная некомпетентность приходящих к нам новичков, неумение общаться и нежелание этому учиться становятся тяжелой преградой в попытке выяснить уровень подготовленности, определить объем знаний и умений нашего будущего ученика. А они с каждым годом становятся все меньше. Никакого технического творчества под руководством папы или дедушки дома плюс уроки труда далеко не во всех школах (да и и то - только при использовании принесенных из дома инструментов и расходных материалов). Опыт игры с пластмассовым конструктором – зачастую весь багаж умения. Какие-то знания в головах наших новичков все-таки есть, но к ним дается и обязательная нагрузка – неумение их использовать. Яркий пример из нашей практики – получив ответ на вопрос: «Что делать дальше?», ученик бойко и почти правильно излагает последовательность своих будущих действий и… растерянно замирает, поскольку превратить их в собственно действия он не умеет. Приходится начинать со знакомства с линейкой и карандашом, технологией обработки отнюдь не дерева и металла, а всего лишь бумаги и картона. Обучение азам черчения и материаловедения, приемы работы ручным и мерительным инструментом отодвигаются к весне, а о первых подходах к станкам лучше и не мечтать. Существенно увеличились сроки освоения программы большинством учащихся, гораздо легче стать лидером коллектива (если умеешь хоть что ни будь).
Что этому противопоставить? Как преодолеть негативные привычки и комплексы, сложившиеся за время обучения в школе? Мы пытаемся использовать в нашей работе подходы, характерные для системно–деятельностной парадигмы образования. Занятия как в секции автомоделирования, так и в секции начального технического моделирования имеют отчетливую практико–теоретическую направленность с существенным преобладанием практики. Вкрапления теории нужны для пояснения предлагаемого технологического приема, вовлечения ученика в обсуждение ( как легче сделать; как сделать, чтобы было точнее; как сделать, чтобы поехало быстрее и т.д.). Теоретические занятия носят скорее факультативный характер для обучающихся на второй–третьей ступени. Ступени чего? Ступени творческой лестницы. Пока у нас их пять, и на каждой происходит освоение новых знаний, приобретаются новые умения и навыки в работе, результаты участия в конкурсах и соревнованиях выделяют способных перейти на следующую ступень.
Первая ступень. Возраст 6-9 лет. Закрепление знаний, полученных в школе, развитие технического кругозора, формирование образного технического мышления. Умения: приемы работы с простейшим чертежным инструментом, навыки в работе с инструментами и приспособлениями ручного труда, обработка бумаги и картона, склейка. Результаты оцениваются по участию обучающимися в четырех конкурсах по НТМ, проводимыми на районном и межрайонном уровне. Призеры этих конкурсов участвуют в двух городских конкурсах.
Вторая ступень. Возраст 8–11 лет. Использование знаний по математике, освоение технической терминологии и чтение графического материала. Умения: начальные навыки ручного труда, основы слесарного дела и пайки, конструирование развертки объемной фигуры. Результаты освоения программы оцениваются по результатам 5–7 соревнований межрайонного уровня по простейшим моделям автомобилей.
Третья ступень. Возраст 10-12 лет. Приобретение и закрепление знаний по геометрии и черчению, знакомство с основами технологии обработки материалов и конструирования автомобиля. Умения: составление простейших эскизов, навыки в слесарных работах, электромонтаже и работы на металлорежущих станках. Способность спроектировать простейшую модель, разработать технологию ее изготовления и изготовить ее. Результаты оцениваем по 4–6 соревнованиям межрайонного масштаба и 2–4 городским соревнованиям по простейшим моделям автомобилей.
Четвертая ступень. Возраст 11–16 лет. Использование и расширение знаний по геометрии, тригонометрии, физике и черчению. Освоение и использование знаний по основам конструирования и технологии приборостроения. Умения: работа на универсальном металлорежущем оборудовании, обработка любых конструкционных материалов. Результаты оцениваются по участию в городских соревнованиях по автомодельному спорту среди юношей и взрослых, российских и международных соревнованиях.
Пятая ступень. Возраст 15 лет и более. Знания: освоение отдельных вопросов теории машин и механизмов: зубчатые передачи, гальванотехника, детали и узлы приборов, упрочнение и химико–термическая обработка деталей. Умения: проектирование и изготовление моделей с двигателями внутреннего сгорания. Результаты освоения программы оцениваем по участию в соревнованиях различного уровня.
Какие выводы можно сделать после краткого описания нашей творческой лестницы? Мы намеренно исключили из лестницы результатов учет знаний. Алгоритм нашей оценки прост: без умения нет результата, без знания нет умения. В основном образовании учащийся школы в основном вляется потребителем информации, разделенной на предметы. Усвоение этой информации принудительно, не зависит от личных потребностей и интересов учащегося и оценивается формальными оценками также по различным предметам. В итоге нет стимула для инициативы и самостоятельности в освоении знаний, совершенно неразвита способность к переносу знаний в новую образовательную область и нет потребности в применении уже освоенных знаний, формировании на их базе каких-то умений. В техническом творчестве со спортивным уклоном всё наоборот – для самореализации ученика, для достижения собственной цели ему нужны знания и умения, и наша задача – создать условия для формирования у него таких важных образовательных компетенций как активность и самостоятельность в освоении и, главное, в применении знаний и способность к переносу знаний и умений в новую область. Для этого на первых двух ступенях нашей творческой лестницы учащийся получает весь объем необходимой информации, затем постепенно процент пригодной к непосредственному использованию информации уменьшается при постоянном увеличении ссылок на те места, где эту информацию можно почерпнуть. Кстати, раньше при переходе на третью ступень обучающийся получал список «Что читать автомоделисту?», теперь же к нему добавился список «Полезные сайты». Сокращение «разжеванного» материала вынуждает наших учеников самостоятельно добывать знания, которых им не хватает. Наша задача – подсказать направление поиска. Конечно, педагоги по-прежнему остаются главными источниками информации, но, начиная с третьей ступени, эта информация – результат познавательной активности учащихся. Таким образом мы решаем задачу формирования у учащихся такой информационной компетенции, как способность самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Как избежать цикличности в формировании предметных знаний и умений? Что сделать для того, чтобы каждая новая модель не начиналась с нуля, с чистого листа? Мы намеренно вводим в конструкции предлагаемых моделей сходные и одинаковые элементы – как детали, так и целые узлы. На второй ступени мы последовательно делаем две модели с однотипными ходовыми частями. Цель - сформировать у учащихся представление о том, что наряду с узкоспециальными, специфическими, предметными знаниями и умениями существует целая область знаний, умений и навыков, которая вместе с их носителем проявляет себя во всех областях деятельности. Наши методические разработки – чертежи моделей, выкройки кузовов , маршрутные технологические процессы, технологические карты изготовления деталей построены настолько однотипно, что стимулируют учащихся сначала к переносу знаний и умений на новый объект, а затем к овладению универсальными учебными действиями.
Спортивная деятельность для нас не является целью. Спортивный результат учащегося – важный, но не основной итог его деятельности. С одной стороны, соревновательная деятельность – стержень , на котором мы располагаем решения всех наших образовательных, развивающих и воспитательных задач. При этом именно стержень обеспечивает тот самый длительный интерес юношей к выбранной деятельности, без которого невозможно было бы решать все эти задачи. С другой стороны, спорт – эффективный инструмент, позволяющий решать поставленные задачи. Причины прихода к нам новичков достаточны для прихода, но совершенно недостаточны для продолжительного обучения, сопряженного не только с успехами, но зачастую и с неудачами, для преодоления которых, кроме знаний и умений, нужен еще и характер. Наша спортивная лестница имеет высокие ступени – для перехода с одной на другую необходимо выполнить определенные организационные и спортивные нормативы. При этом мы создаем комфортные условия для достижения успеха и повышения уровня самоутверждения – многообразие спортивных дисциплин в автомодельном спорте и видов моделей как в начальном техническом моделировании, так и в автомоделировании позволяет каждому найти объект приложения сил по душе и уровню подготовки. Методические разработки моделей вариативны – каждая имеет несколько градаций по сложности. Начиная с третьей ступени каждый ученик сам выбирает, какой моделью он будет заниматься и в какой степени сложности. Кроме того, любые изменения в конструкции модели, предлагаемые учеником, должны быть воплощены. Конечно, педагоги обязательно высказывают свое мнение относительно технической и спортивной целесообразности будущего изменения, но окончательное решение остается за учащимся. Так формируется опыт самостоятельности в принятии решения и личной ответственности за него. Приоритет отдается ценности учащегося как личности. Обязательным остается участие всех учащихся в соревнованиях и конкурсах с непременной оценкой достижений каждого.
Поскольку учащиеся, прошедшие начальную подготовку (первая и вторая ступени) сами выбирают объекты приложения своего труда, становится заманчивым попытаться сформировать некоторые ценностно-смысловые компетенции. Для этого разработаны предельно лаконичные общие требования для третьей ступени: три модели на выбор (из сорока разработанных), не менее трех соревнований (из шести) и с одной из моделей (любой) – выполнить норматив скорости. Таким образом мы предлагаем нашим ученикам осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным дисциплинам и сферам деятельности, владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций. Поставив ученика перед проблемой выбора, мы тут же приходим к нему на помощь и с помощью наводящих вопросов делаем выбор осознанным: «Начну с модели этого класса, потому что ближайшие городские соревнования будут именно в этом классе, а потом…». Что в этой фразе? Для нас это первые признаки зарождения учебно-познавательных компетенций: умения поставить цель, пояснить ее и спланировать свою учебно-познавательную деятельность.
Проводя в течение учебного года достаточно большое количество конкурсов и соревнований, мы, кроме решения конкретных, присущих именно этим мероприятиям задач, ставим перед ними одну общую, а объективность результата на соревнованиях стимулирует самоанализ, рефлексию и подводит учащегося к самооценке своей деятельности. Первой задачей в этой ситуации является обеспечение максимально возможной объективности результатов конкурсов и соревнований. Тогда вместо избитых аргументов типа: «…у них двигатели мощнее… и …ему папа помогал…» все чаще можно услышать: «…кое-что я не учел…, неточно вырезал…, плохо приклеил…». Достичь этого не так сложно – грамотно составить положения на все конкурсы и соревнования в течение года, четко прописать в них сроки, организационный и технический регламент, систему подведения результатов, вывесить на всеобщее обозрение и ни одну букву или цифру в них не менять в течение года. Вторая задача в этой ситуации более сложна – мягко и последовательно настраивать учащихся не только на отыскание причин полученного результата, но и на повышение результата, на победу, для достижения которой надо понять…, надо узнать…, надо научиться… Иными словами – уметь скорректировать свои действия. Вопрос формирования этой образовательной компетенции достаточно подробно описан в работах нашего коллеги – педагога дополнительного образования ГДТЮ А.И.Нестеренко.
Попытаемся показать, как эта задача решается у нас. Алгоритм прост: соревнования показывают результат, а значит – уровень знаний и умений. «Разбор полетов», то есть обсуждение этих результатов, должен привести к пониманию, во-первых, необходимости корректировки и, во-вторых, к планированию своих корректирующих действий. Формирование этой образовательной компетенции невозможно без преодоления устойчивого, выработанного годами учебы в школе комплекса сокрытия своего незнания и непонимания. Мы действуем следующим образом: постоянно и методично показываем учащимся, что объективные результаты – основа нашего отношения к ученику, все остальное, в том числе и показ своего незнания, не имеет значения. Более того, показ незнания и непонимания – отличная возможность привлечь к себе внимание педагога, вызвать его на разговор. Наша задача в этой ситуации – всего лишь провести этот разговор с пользой для ученика и при этом обязательно подчеркнуть сильные стороны его работы. Постоянная череда соревнований приучает к постоянному контролю и оценке результатов своего труда и приводит к способности критически относиться как к своей работе в целом, так и к каждой детали, каждой операции по ее изготовлению. В результате имеем привычку исправлять свои ошибки в процессе работы без вмешательства педагога.
К третьей–четвертой ступени нашей лестницы, приобретя опыт самостоятельного исправления ошибок, ученик приходит к неосознанной потребности просчитывать свои действия на один–два хода вперед, предвидеть возможные ошибки, учитывать их и корректировать свои действия. Польза осознанная – не тратить время на исправление брака, польза неосознанная учащимися, но для нас более важная – умение корректировать свою работу.
Постройка модели при правильной организации учебного процесса – это модель производства в миниатюре. Мы ставим перед собой задачу познакомить учащихся со всеми сторонами производственной деятельности как процесса созидания. Проектирование, планирование, организация, материальное обеспечение, собственно производство, разделенное на заготовительные операции, операции механической обработки, сборку, электромонтаж, отделку и обязательно испытания готовой продукции – все это необходимо для изготовления любой модели и на всех перечисленных этапах задействованы наши учащиеся. Заинтересованность в конечном результате (уровень выступления на соревнованиях) представляется очень важным фактором, определяющим качество ознакомления с процессом производства и привития интереса к этой стороне деятельности. Опосредованно мы поддерживаем выбор будущей профессии в сфере производства.
Остановимся на одной из особенностей нашей работы. В секции НТМ и на первом году обучения в секции автомоделирования сборка и следующая за ней проверка работоспособности модели (тренировочные запуски) – окончание работы над моделью. На последующих ступенях сборка модели – это начало работы по увеличению потенциала модели, улучшения ее характеристик. Для проведения этих работ в течение года у обучающихся на третьей и четвертой ступенях от десяти до четырнадцати тренировочных занятий. Видимая последовательность действий на этих занятиях проста – внести изменения в конструкцию модели, запустить ее и замерить результат, опять внести изменения, опять запустить и опять замерить. Но в действительности это – возможно, первые опыты в жизни, которые ученик сам планирует, ставит, наблюдает, на основе наблюдений выдвигает гипотезы, проверяет их и делает выводы. При этом он сам подбирает необходимые материалы, приборы и оборудование. Очень важным фактором является личная заинтересованность ученика в успешном выполнении этой работы. Так мы пытаемся сформировать одну из учебно–познавательных компетенций – умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, выбирать условия проведения наблюдения или опыта, выбирать необходимое оборудование, владеть измерительными навыками.
Выше мы затронули вопрос формирования одной из информационных компетенций. В процессе работы над моделями наши учащиеся овладевают также навыками работы с различными источниками информации: технологическими картами, таблицами, книгами, справочниками, каталогами, словарями, CD-ROM, Интернет. Для извлечения и сохранения полученной информации им приходится овладеть навыками использования информационных устройств: компьютера, факса, принтера, копира.
Создавая календарь наших конкурсов по начальному техническому моделированию и соревнований по автомоделированию (районный и межрайонный уровень), мы решали вопросы создания спортивных стимулов для поддержания интереса к занятиям и обеспечения достаточной соревновательной практики у моделистов первой, второй и третьей ступеней нашей творческой лестницы. Участие в городских, российских и международных соревнованиях (третья, четвертая и пятая ступени) позволяет сформировать такие коммуникативные компетенции как умение представить себя, свой коллектив, свой город и страну в ситуациях межкультурного общения, использовать для этого знание иностранного языка, навыки предъявления и заполнения необходимых документов. Поездки на соревнования любого уровня учат владеть способами совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы. Участие в соревнованиях дает возможность получить навыки личной безопасности и умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивных состязаний. Постоянное участие в состязаниях формирует умение добиваться победы и правильно относиться к успехам и неудачам, развивает уверенность в себе.
Работа над моделью предполагает ряд вопросов, которые каждый ученик задает себе и педагогу. Эти вопросы узкотехнические и технологические, поэтому только обозначим их общую направленность - распределение времени и сил на различные виды работ: качество, внешний вид, удобство эксплуатации, ходовые качества и прочее. Не только мы, педагоги, думаем об этом. Зная календарь соревнований, каждый учащийся пытается в условиях ограниченного времени (если он хочет успеть к стартам) так построить свою работу, чтобы оптимизировать это распределение времени и сил. Следующий шаг – умение устанавливать иерархию понятий не только в приложении к своей модели, но и ко всей своей учебно-познавательной деятельности. Это одна из компетенций, которую мы также пытаемся сформировать у своих учеников.
Выводы
Перечислим кратко те образовательные компетенции, которые мы пытаемся сформировать у наших учеников:
- умение поставить цель,
- успланировать свою работу,
- умение оценить свою работу,
- умение скорректировать свою работу,
- умение активно и самостоятельно осваивать и применять свои знания,
- умение самостоятельно принимать решения и отвечать за них,
- умение устанавливать иерархию понятий,
- умение формировать предметные знания и умения,
- умение овладевать универсальными учебными действиями,
- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы,
- умение извлекать, систематизировать и анализировать информацию,
- умение работать с различными источниками информации,
- умение использовать различные информационные устройства,
- умение представлять себя, свой коллектив, город и страну,
- умение добиваться победы и правильно относиться к успехам и неудачам,
- умение действовать в группе, искать и находить компромиссы,
- умение ориентироваться в экстремальной ситуации.
Большая часть перечисленных умений образует комплекс ключевых образовательных компетенций, определяющих современное качество образования. Выделим главное: активность и самостоятельность в освоении и применении знаний, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за принятые решения, понимание цели и структуры собственной познавательной деятельности (объединяет постановку цели, планирование, оценку и коррекцию) и способность к переносу знаний и умений в новую образовательную область - всё это cоздаёт благоприятные условия для развития ребенка как субъекта познавательной деятельности.
Ермак Ирина Александровна,
педагог дополнительного образования
ГОУДОД ЦДЮТТ "Мотор"
педагог дополнительного образования
ГОУДОД ЦДЮТТ "Мотор"
Авторы: педагоги дополнительного образования Ермак Ирина Александровна, Ермак Ксения Андреевна, Ермак Андрей Павлович.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: