Каминская Светлана Игоревна,
23.12.2011 1
Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка
В связи с этим, нельзя недооценивать роль иностранного языка как общеобразовательного предмета, служащего развитию личности, в том числе ее профессиональному становлению. В современной школе учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в образовательную область «Филология» и фактически является средством получения информации о других народах и странах, их культуре. Таким образом, английский язык является одним из языков международного общения. Кроме того, знание иностранного языко помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, а именно:
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, а именно:
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- личностно-ориентированная деятельность;
- групповые технологии и др.
Основной целью обучения является формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка, что приведет к наличию практических умений, общительности, активности на уроках. Такого рода активность является следствием целенаправленных действий педагога, здесь особенно важны личностные качества учителя: манера поведения, мимика, жесты, интуиция, доброжелательные отношения с учащимися, а также знание психологических и возрастных особенностей детей.
В своей работе я стараюсь широко применять разные педагогические технологии, учитывая психологические особенности каждой группы: начальные классы (2 - 4 классы), основное звено (5 – 8 классы) и старшая школа (9 - 11 классы). Так, особенностью психологического развития младших школьников является преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, поэтому в качестве основной педагогической технологии я выбрала игровую деятельность, а также использование ИКТ-технологий.
2-4 классы обучаются по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English», поэтому активно использую электронно-образовательный ресурс «Enjoy Listening and Playing», входящий в состав УМК. Общаясь на английском языке, дети заинтересованно участвуют в обучении, решении заданий, а также в обсуждении результатов работы. Мы разучиваем песни, используя программу «Flash Songs», в которой сама песня сопровождается музыкой, анимацией и титрами, что значительно упрощает запоминание слов, предварительно переведенных совместно с учениками. При использовании данной игровой формы с применением ИКТ школьники лучше запоминают значение английских слов, их произношение, а зрительно – их состав и написание. Для самостоятельной работы раздаю учащимся несложные кроссворды на темы: «Недостающие буквы английского алфавита», «Счёт 1-12», «Дни недели» и т. д. После окончания изучения алфавита им выдается именной диплом «Now I know my ABC» (диплом знатока).
В следующей возрастной группе на смену игровой деятельности всё больше приходит учебная. Основной задачей этого этапа является владение учениками навыками и умениями в области чтения и письма, говорения и аудирования. Здесь пришлось столкнуться с необходимостью правильного подбора наиболее интересных для данного возраста форм работы, в том числе и игровых, чтобы не потерять интерес учащихся к изучению английского языка и продолжить формирование положительной мотивации к освоению предмета. На таких уроках очень широко использую презентации - как свои, так и своих коллег, показываю учащимся мультфильмы на английском языке, после чего они получают домашнее задание - написать небольшое изложение об увиденном. На уроках страноведения мы просматриваем обучающий мультфильм «World Village 100», кратко рассказывающий о странах и народах, их обычаях. Он сопровождается не только звуком, но и титрами на английском языке. После таких просмотров учащиеся получают задания на составление диалогов в парах. Таким образом, ИКТ-технологии становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности продолжаю использование кроссвордов, но уже на более сложные темы, такие как: «Страны и национальности», «Транспорт», «Фрукты и овощи», «Одежда» и т.д. Это помогает детям отрабатывать грамматические, разговорные навыки, а также письмо и чтение.
В 9-11 классах широко использую в своей работе ролевые игры, развивая тем самым речевую деятельность старшеклассников. Помимо учебников и рабочих тетрадей, мы работаем с курсом разговорного английского языка (ЭОР) «Незубрилкин». После каждого изученного блока школьники готовят диалоги или ролевые игры для 3 и более человек (по желанию). Также показываю учащимся мультфильмы с более сложной лексикой, но здесь домашним заданием является уже не изложение, а устный пересказ увиденного. На самостоятельную исследовательскую работу даю усложнённые кроссворды, такие как: «Великобритания», «Занятия и профессии», «Глаголы», «Семейное древо» и т.д.
Также в своей работе со всеми возрастными группами я использую «Activity Sheets» (листы активации) по соответствующим темам из «Timesaver Visual Grammar» Марка Флечера и Ричарда Манна.
Кроме того, во внеурочное время с учащимися мы общаемся на английском языке, используя самые обычные фразы: "здравствуйте", "доброе утро", "как дела", "до завтра", "увидимся в понедельник", "до свидания" и т.д.,. Таким образом я стараюсь выработать у них уверенность в себе, в своих силах и стремление овладеть языком. На новогодний концерт с учащимися 7-11-х классов подготовили сценку на английском языке, за что участники получили грамоты.
Можно с уверенностью сказать, что применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения.
Результат моей работы можно увидеть из анализа анкетирования 49 учащихся (3, 4, 6, 9, 10 и 11 классов) по теме «Мотивация учащихся к изучению иностранного языка» (таблица ниже):
В своей работе я стараюсь широко применять разные педагогические технологии, учитывая психологические особенности каждой группы: начальные классы (2 - 4 классы), основное звено (5 – 8 классы) и старшая школа (9 - 11 классы). Так, особенностью психологического развития младших школьников является преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной, поэтому в качестве основной педагогической технологии я выбрала игровую деятельность, а также использование ИКТ-технологий.
2-4 классы обучаются по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English», поэтому активно использую электронно-образовательный ресурс «Enjoy Listening and Playing», входящий в состав УМК. Общаясь на английском языке, дети заинтересованно участвуют в обучении, решении заданий, а также в обсуждении результатов работы. Мы разучиваем песни, используя программу «Flash Songs», в которой сама песня сопровождается музыкой, анимацией и титрами, что значительно упрощает запоминание слов, предварительно переведенных совместно с учениками. При использовании данной игровой формы с применением ИКТ школьники лучше запоминают значение английских слов, их произношение, а зрительно – их состав и написание. Для самостоятельной работы раздаю учащимся несложные кроссворды на темы: «Недостающие буквы английского алфавита», «Счёт 1-12», «Дни недели» и т. д. После окончания изучения алфавита им выдается именной диплом «Now I know my ABC» (диплом знатока).
В следующей возрастной группе на смену игровой деятельности всё больше приходит учебная. Основной задачей этого этапа является владение учениками навыками и умениями в области чтения и письма, говорения и аудирования. Здесь пришлось столкнуться с необходимостью правильного подбора наиболее интересных для данного возраста форм работы, в том числе и игровых, чтобы не потерять интерес учащихся к изучению английского языка и продолжить формирование положительной мотивации к освоению предмета. На таких уроках очень широко использую презентации - как свои, так и своих коллег, показываю учащимся мультфильмы на английском языке, после чего они получают домашнее задание - написать небольшое изложение об увиденном. На уроках страноведения мы просматриваем обучающий мультфильм «World Village 100», кратко рассказывающий о странах и народах, их обычаях. Он сопровождается не только звуком, но и титрами на английском языке. После таких просмотров учащиеся получают задания на составление диалогов в парах. Таким образом, ИКТ-технологии становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности продолжаю использование кроссвордов, но уже на более сложные темы, такие как: «Страны и национальности», «Транспорт», «Фрукты и овощи», «Одежда» и т.д. Это помогает детям отрабатывать грамматические, разговорные навыки, а также письмо и чтение.
В 9-11 классах широко использую в своей работе ролевые игры, развивая тем самым речевую деятельность старшеклассников. Помимо учебников и рабочих тетрадей, мы работаем с курсом разговорного английского языка (ЭОР) «Незубрилкин». После каждого изученного блока школьники готовят диалоги или ролевые игры для 3 и более человек (по желанию). Также показываю учащимся мультфильмы с более сложной лексикой, но здесь домашним заданием является уже не изложение, а устный пересказ увиденного. На самостоятельную исследовательскую работу даю усложнённые кроссворды, такие как: «Великобритания», «Занятия и профессии», «Глаголы», «Семейное древо» и т.д.
Также в своей работе со всеми возрастными группами я использую «Activity Sheets» (листы активации) по соответствующим темам из «Timesaver Visual Grammar» Марка Флечера и Ричарда Манна.
Кроме того, во внеурочное время с учащимися мы общаемся на английском языке, используя самые обычные фразы: "здравствуйте", "доброе утро", "как дела", "до завтра", "увидимся в понедельник", "до свидания" и т.д.,. Таким образом я стараюсь выработать у них уверенность в себе, в своих силах и стремление овладеть языком. На новогодний концерт с учащимися 7-11-х классов подготовили сценку на английском языке, за что участники получили грамоты.
Можно с уверенностью сказать, что применение инновационных технологий на занятиях иностранного языка не только формирует положительную мотивацию к изучению предмета, но и позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном, вносит в урок элемент соперничества, повышает активность в овладении речевыми навыками и дает хорошие результаты в процессе естественной ситуации общения.
Результат моей работы можно увидеть из анализа анкетирования 49 учащихся (3, 4, 6, 9, 10 и 11 классов) по теме «Мотивация учащихся к изучению иностранного языка» (таблица ниже):
Каминская Светлана Игоревна,
учитель английского языка
МОУ «Александровская СОШ»,
республика Мордовия
учитель английского языка
МОУ «Александровская СОШ»,
республика Мордовия
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: