Морозова Елена Васильевна, 24.12.2011 3

Роль учителя и школы в воспитании учащихся-осужденных


В нашем небольшом провинциальном городке, почти на его окраине, расположена женская колония. На территории этого исправительного учреждения и находится наша вечерняя общеобразовательная школа. Там обучаются молодые осужденные девушки до 30 лет. Будучи на свободе, многие были ученицами обычных дневных школ, которую большинство из них так и не окончили в связи с выбранной неправильной жизненной позицией, где главными ценностями стали вино, сигареты и наркотики.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал
Что же произошло? Почему эти обычные девчонки, которые совсем недавно сидели за школьной партой, стали преступниками? Чаще всего на путь преступления молодых девчат толкает чувство зависти, желание иметь красивую одежду, много денег, быть яркими, стильными, модными. Очень сложно устоять соблазнам - одни начинают распространять наркотики, считая это легким способом заработать, а другие начинают их принимать, чтобы уйти от реальности, забыть о проблемах. Все мы видим, как изменилось наше общество. Знания в стране не ценятся, на первом месте деньги, роскошь, богатство, власть. Зачем учиться - любой диплом можно купить? И все же, попадая в места заключения, многие девчата начинают задумываться и анализировать свою жизнь, свои поступки, и в этом им помогают наши учителя. «Страшно с ними работать?» - иногда спрашивают меня. «Нет, не страшно!» - отвечаю я. Это по ту сторону забора они осужденные, спецконтингент, а для нас учителей - просто девчата, наши ученики.

Каждый год наша школа ведет набор новых учащихся, начиная с девятых классов. Новенькие ученики приходят в школу с недоверием и даже с некоторой долей агрессии. Но всего за несколько недель они начинают понимать, что наша главная роль не наказывать (они и так уже наказаны), а учиться понимать и доверять друг другу. Самая большая благодарность для наших учителей - это видеть, как наши ученики добреют, оттаивают и сердцем и душой. Мы учим их азам вежливости и элементарному этикету - тому, чему они не смогли научиться на воле. Пусть на праздники нам не дарят охапки цветов, как в дневных школах - девчата отдают искреннее тепло своих сердец, улыбок, делятся радостью от полученного письма из дома, приносят фотографии своих родных и понимаешь, что не зря работаешь. Большинство осужденных до колонии, обучаясь в школах, характеризовались как нарушители дисциплины и конфликтных ситуаций, поэтому учителя нашей школы особое внимание уделяют построению взаимоотношений с учащимися-осужденными, умеют вызвать интерес к своему предмету, учат быть терпеливыми, но настойчивыми в достижении поставленной цели.

Сейчас в погоне за рублем человеческий фактор перестал быть главным приоритетным направлением в нашем государстве, принижается роль педагога. Несмотря на все высокопарные слова о том, что учителю оказывается всемерная поддержка, на деле сегодня учитель - один из самых бесправных его членов. Я же считаю, что от хорошего учителя зависит не только будущее нации, но и сохранение ЧЕЛОВЕКА. Современному учителю предстоит сыграть огромную роль и заложить основы новой цивилизации. Миссия учителя особая. Именно от него зависит знакомство человека с миром во всем его многообразии. На педагога, работающего в таких школах как наша, эта миссия ложится с еще больше ответственностью, поэтому очень хотелось бы, чтобы этой «черной» полосы не было в жизни молодого поколения, особенно - женщин. Ведь главное их предназначение - это дом, семья, дети.

Наше государство не может позаботиться о матерях одиночках, о детях сиротах - что тут говорить об «оступившихся» людях. Наш город маленький и тех бюджетных средств, которые выделяет отдел образования, едва хватает дневным школам, а нашей школе не достается уже ничего. Основная проблема, с которой мы ежегодно сталкиваемся - это нехватка элементарных канцтоваров: ручек и тетрадей. Приходится нашему директору ходить по кабинетам администрации города и исправительного учреждения на территории, которого мы находимся, с «протянутой рукой». В школе нет ни одного компьютера, занятия ведутся по устаревшим учебникам, но несмотря на трудности, мы не опускаем рук и с огромным энтузиазмом ходим на работу (хотя одним энтузиазмом сыт не будешь).

В этом году, наконец, завершается строительство новой школы. Светлые, теплые классы - это так важно для наших учеников. Школа обязательно должна помогать им в такой непростой период их жизни, она для них - как луч в темном царстве. Наша главная задача - привить им ценностные ориентиры, чтобы при выходе на свободу они смогли устоять соблазнам, не сломаться и выбрать правильный жизненный путь.
 
Морозова Елена Васильевна,
учитель географии
МКВСОУ "ВСОШ№2"(при ФКУ№2)

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
3 Marken • 19:42, 17.12.2012
Если даже они и из колонии, то это не значит, что они какие то плохие, у каждого в жизни бывают разные ситуации. Все зависит от педагога, если он хорошо общается с ними, то и они дают учителя нормальное адекватное общения. Автором верно подмечаны все плюсы минусы такой работы.
[Материал]
avatar
2 мираж62 • 13:03, 04.01.2012
Очень верно подметил автор статьи, что многое в современной школе зависит от личности учителя. Ведь не секрет, что дети копируют модель его поведения, особенно в начальной школе. А весьма часто в лице учителя встречают равнодушие, приоритет материальных ценностей и полное отсутствие человеческой этики.
[Материал]
avatar
1 tatbal1951 • 19:27, 24.12.2011
Под каждой Вашей строкой хочется подписаться: Да!Да!Да! Я тоже работаю с осуждёнными, и мне так понятны и близки Ваши трудности и проблемы. Спасибо за статью, мне было интересно узнать о том, как живут и работают мои коллеги в школе при ИК. Мы с Вами работаем в закрытых учреждениях и поэтому очень обособленно. Хорошо, что есть возможность рассказать о своей работе,воспользоваться опытом работы с данной категорией учащихся. А таких публикаций так мало, к сожалению.Спасибо ещё раз. С уважением Татьяна Васильевна.
[Материал]