Взаимосвязь математического и речевого развития в процессе формирования математических представлений у младших школьников с СНР
Взаимосвязь речи с другими сторонами психического развития диктует необходимость учета структуры дефекта при построении системы коррекционно-педагогического воздействия по формированию элементарных математических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Указывая на значение развития элементарных математических представлений в умственном воспитании детей, рекомендуется обращать внимание на организацию предметно-развивающей среды в классах с целью оптимизации усвоения математических знаний.
Обучение математике детей с системным недоразвитием речи предполагает наличие специально созданных условий, специально подобранных методов коррекционного воздействия. Анализ литературных данных по исследованию математических знаний у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью позволили определить его своеобразие, выделив следующие параметры:
- бедность и недостаточность математического словаря, выраженные трудности в его актуализации;
- отсутствие достаточного объема и качества реальных жизненных наблюдений, необходимых для усвоения математических знаний;
- преобладание механического типа манипуляций с прямым числовым рядом;
- затруднения в назывании обратного порядка чисел;
- отсутствие четкого представления о связи между числом и количеством;
- отсутствие четкого представления о величинах и возможностях их сравнения;
- нарушения пространственно-временных представлений.
Для оптимизации усвоения математических знаний детьми с системным недоразвитием речи мы предлагаем реализовать комплексный подход, заключающийся во взаимопроникновении процессов формирования элементарных математических представлений, формирования представлений об окружающем мире, развития речи, изобразительной, конструктивной и игровой деятельности. Необходимо ввести в практику не только групповые, но и подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, которые по-разному воспринимают и перерабатывают математическую информацию в силу специфики дефекта.
Общее руководство математическим образованием детей осуществляет учитель начальных классов, он организует и планирует совместно с другими специалистами школы единое по своему характеру коррекционное воздействие. Это воздействие складывается из совокупности нескольких направлений:
- формирования функционального базиса навыков, лежащих в основе математического развития;
- формирования предпосылок учебной деятельности;
- предметной подготовки.
Предлагаемые комплексы игр, упражнений и заданий реализуются на занятиях по формированию элементарных математических представлений, на занятиях по ИЗО и конструированию, на занятиях по развитию речи, на логопедических занятиях и в свободное от уроков время.
I. Комплекс игр, упражнений и заданий по формированию функционального базиса навыков, лежащих в основе математического развития детей (выстраивается с учетом взаимодействия зрительной, слуховой, пространственной и речедвигательной анализаторных систем):
- Рассмотри карточки с изображением различных предметов и назови фигуры, их которых они составлены.
- Рассмотри рисунки, сосчитай, сколько спряталось зверей, птиц,… (Наложенные изображения контуров).
- Рассмотри рисунки, назови изображенные предметы, раскрась.
- Рассмотри кубики в прозрачном стакане, определи на взгляд их количество.
- В непрозрачную трубку на глазах ребенка помещают разноцветные шарики, а потом предлагают указать их количество и цвет.
- Дорисуй изображения (жук, бабочка,…)
- Раскрась радугу и назови цвета.
- Рассмотри карточку с геометрическими фигурами (предметными картинками) и через 5-7 секунд найди эти фигуры на другой карточке.
- Собери разрезную картинку по образцу.
- Собери разрезную картинку без образца.
- Среди рисунков найди такой же предмет, как на образце. (Рисунки одного предмета, различающиеся деталями). Объясни.
- Найди различия в двух изображениях одного предмета. Объясни.
- Найди портрет. (Одно изображение девочки и варианты «портретов»). Объясни.
- Задания на классификацию предметов по форме, цвету, величине с комментарием.
- Задание на словесное обозначение пространственного положения различных предметов и фигур.
II. Комплекс игр, упражнений и заданий по формированию предпосылок учебной деятельности (учитывает необходимость развития произвольного поведения, способность действовать по речевой инструкции и по образцу, возможность планировать собственную деятельность, умение справляться с возникающими в ходе реализации цели трудностями):
- Задания по формированию навыков восприятия схематичного изображения пространственных отношений (карты, лабиринты).
- Задания по формированию навыков схематичного изображения пространственных отношений самостоятельно (карты, лабиринты).
- Игры-путешествия с помощью карты. Комментирование.
- Игры-передвижения по лабиринту. Комментирование.
- Графический диктант. (Поставь точку в середине листа. От нее нарисуй линию длиной в две клетки вниз и т.п.). Комментирование.
- Проведи линию по самой середине прямой дорожки, не отрывая карандаша от бумаги.
- Проведи линию по самой середине извилистой дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
- Продолжи рисовать заданный узор по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги.
- Продолжи рисовать заданный узор без клеточек, не отрывая карандаш от бумаги.
- Заполни пустые фигуры в таблице такими же знаками, как и в соответствующих фигурах образца. Объясни.
- Игра «Шифровальщики» (Предлагаются серии картинок с соответствующими знаковыми маркировками, надо зашифровать или расшифровать сообщение).
- Задания по типу «Да» и «Нет» не говорите» (На материале конкретной темы по развитию речи и ознакомлению с окружающим).
- Составление ожерелья из пуговиц в определенной последовательности на плоскости. Комментирование.
- Нанизывание бусинок на нитку в определенной последовательности (по образцу и по словесной инструкции). Комментирование.
- Игра «Поезд». (Составить по заданному правилу «живой поезд», дети передвигаются в пространстве под руководством машиниста).
III. Комплекс игр, упражнений и заданий по предметной подготовке (соответствует формированию элементарных математических представлений):
- Игра «Живые цифры». (Дети-цифры перемещаются в пространстве, находя свое место). Комментирование.
- Игра «Путаница». (Дети устанавливают порядок цифр). Комментирование.
- Игра «Чудесный мешочек». (Отсчет заданного количества предметов).
- Задачи-шутки. (У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей?..)
- Игра «Покупка новой мебели» Необходимо заранее узнать, может ли мебель поместиться в комнате.
- Задания по расположению предметов, рисунков (от самого маленького до самого большого и наоборот). Комментирование.
- Задания по расположению предметов, рисунков (от самого узкого до самого широкого и наоборот). Комментирование.
- Задания по расположению предметов, рисунков (от самого длинного до самого короткого и наоборот). Комментирование.
- Игра «Что изменилось?». (Наполняется содержанием в соответствии с разделом программы). Комментирование.
- Геометрическая мозаика. Комментирование.
- Раскрась разными цветами самолеты, которые летят вверх, вниз, налево, направо (красный, синий, зеленый, желтый). Комментирование.
- Игра-путешествие «Найди клад». (Дети перемещаются в пространстве по определенной схеме). Комментирование.
- Игра «Живая неделя». (Дети – дни недели). Комментирование.
- Игра «Живой год» (Дети - месяцы). Комментирование.
- Игра «Когда это бывает?». (Стихи-загадки по временам года. Комментирование.
Литература:
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда.- М.: Гуманит. Изд. Центр. Владос, 2001.
2. Логопедия. Научно-методический журнал. № 2 (12),2006 г.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Изд-во «Просвещение», 1990.
Кротова Наталья Александровна,
учитель - логопед,
КОУ "Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат
для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья VIII вида"
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.