Попова Ирина Вячеславовна, 15.01.2012 2

Модель управления формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности


Происходящие в последнее время стремительные перемены в жизни нашей страны и связанная с ними объективная необходимость освоения каждым учебным заведением нового социального, экономического и правового статуса, а также беспрецедентное в истории российского образования расширение потока педагогических и управленческих инноваций поставили руководителей дошкольных образовательных учреждений перед необходимостью создания новых систем управления.


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал
Это в свое время потребовало переосмысления предназначения системы управления дошкольного образовательного учреждения вообще и каждой из ее подсистем (в том числе и подсистемы управления развитием инновационной деятельности педагогов) в частности.

В своих исследованиях ученые отмечают, что изменения в содержании и организации образовательных учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с деятельностью педагогов, так как педагог как субъект педагогического процесса является главным действующим лицом любых преобразований в сфере просвещения. Процессы изменений образования и общества требуют от него переориентации сознания на гуманистические ценности, адекватные характеру творческой (инновационной) деятельности. Различные аспекты развития и становления инновационной деятельности педагога отражены в новой области научного знания – педагогической инноватике.

Данная проблема разрабатывалась многими учеными. В трудах Ф.Н.Гоноблина, С.М.Годника, В.И.Завзягинского, Е.А.Кондратенкова, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.М.Фридмана отражены общие и специальные особенности творческой (инновационной) педагогической деятельности. В работах К.Ангеловски, Н.В.Горбуновой, М.В.Кларина, М.М.Поташника, С.Д.Полякова, О.Г.Хамерики, Т.И.Шамовой, Н.Р.Юсуфбековой представлены проблемы теоретико-методического характера, относящиеся к инновационной и творческой педагогической деятельности (критерии оценки нового, традиции и инновации).

Вместе с тем исследования в области инновационной педагогики показывают, что в настоящее время существует ряд проблем, касающихся внедрения инновационных процессов в дошкольном образовательном учреждении. Прежде всего, приходится отметить, что педагогический коллектив традиционного дошкольного образовательного учреждения находится на достаточно низком уровне восприимчивости к педагогическим инновациям, слабо развита мотивационная готовность к освоению нового, знания педагогов в области педагогической инноватики характеризуются как несистемные и поверхностные. Таким образом, налицо противоречие между существующим заказом на творческую (инновационную) деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и имеющимися трудностями в практическом выполнении этого с другой стороны.

Все выше изложенное позволило мне определить тему исследования: «Управление формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности». В ходе исследования на основе анализа литературы по менеджменту в образовании:

  • изучался процесс управления дошкольным образовательным учреждением в режиме развития;
  • теоретически выстраивалась модель управляющей системы формирования готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности;
  • выявлялись критерии, методы диагностики, уровни готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности;
  • определялись условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности;
  • разрабатывалась программа (как инструмент управления) формирования готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности.

Данные, полученные в ходе эксперимента, подтвердили предположение о том, что уровень развития дошкольного образовательного учреждения зависит от уровня развития инновационного потенциала всего педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности. Для успешного и полноценного развития образовательного учреждения необходима целостная система управляющих воздействий, направленная на развитие инновационной деятельности педагогов. Это позволило спроектировать технологическую систему управления формированием готовности педагогов дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. Схематично эта система представлена в Приложении №1.

Внедрение данной технологии осуществлялось через Школу педагогического мастерства.
Цель работы школы: формирование компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в вопросах педагогических инноваций.
Основные задачи:

  1. Раскрытие факторов, причин и барьеров инновационной деятельности.
  2. Формирование у педагогов психологической готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям.
  3. Подготовка педагогов к опытно-экспериментальной работе.

Направления работы Школы педагогического мастерства:

  • обучение педагогов,
  • обмен опытом работы,
  • анализ диагностических материалов,
  • информирование о ценном опыте.

Работа по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в Школе педагогического мастерства представляла собой пятиэтапную систему:

  1. Подготовительный этап. Изучение потребностей в знаниях.
  2. Организационный этап. Подготовка учебного плана. Выбор оптимального режима работы.
  3. Теоретический этап. Подготовка кейс-пакета.
  4. Деятельностный этап. Организация учебного процесса.
  5. Аналитический этап. Подведение итогов.

На подготовительном этапе для изучения потребностей в знаниях об инновациях с педагогами был проведен социально-психологический аудит эффективности (автор В.Г.Алямовская), который предполагает:

  1. Оценку удовлетворенности своей работой в данном учреждении.
  2. Оценку аффилиации (потребности педагога контактировать и взаимодействовать с коллегами, детьми, родителями).
  3. Анализ синдрома «выгорания».
  4. Выявление способностей педагогов к развитию.
  5. Оценка восприимчивости педагогов к новому.

Анализ материалов анкетирования и интервьюирования позволил выявить пробелы знаний педагогов по педагогике, инноватике, по проблемам моделирования и проектирования образовательной деятельности, а также сделать вывод, что имеющиеся знания педагогов несистематизированные, разрозненные. В учреждении отсутствуют педагоги, имеющие креативный уровень развития инновационной деятельности, большинство педагогов имеют репродуктивный уровень развития – 60%, то есть педагоги проявляют творческую активность только в рамках воспроизводящей деятельности и включаются в инновационную деятельность не спеша, умеренно, осознавая необходимость самосовершенствования.

На основании материалов опроса педагогов был выбран оптимальный режим (график) работы. Обучение педагогов в Школе педагогического мастерства осуществлялось в течении учебного года с октября по май, два раза в месяц в «методический» день – четверг, был подготовлен учебно-тематический план (программа) по обучению педагогов.

Программа курса рассчитана на 32 часа, из которых 7 часов составляют лекционные занятия и 25 часов – семинарские и практические. Программа состоит из 4 разделов.

Раздел 1. «Идеи и проблемы современной педагогики и индивидуальный педагогический опыт» (8 часов).
Цель: систематизация знаний педагогов о педагогических идеях «выращивания» и построения целостной картины профессионального мира.

Раздел 2. «Инновационные процессы в образовании. Педагогика развития: методы и организационные формы» (8 часов).
Цель: формирование индивидуальных профессиональных интересов, получение первого опыта проектирования фрагментов учебных занятий в развивающих педагогических технологиях.

Раздел 3. «Развивающие педагогические технологии» (8 часов).
Цель: познакомить педагогов с системой профессиональных средств осуществления анализа педагогической деятельности и проектирования авторских учебных программ, развивать профессиональные способности к организации рефлексивных процессов и к коллективной проективной деятельности.

Раздел 4. Инновационная деятельность в образовании (8 часов).
Цель: дальнейшее развитие профессиональных умений, организация рефлексивных процессов коллективно-проективной деятельности.

Совершенствуя методическое обеспечение учебного процесса в Школе педагогического мастерства, я использовали кейс-метод. В зависимости от специфических целей обучения кейсы могут быть разными по содержанию и организации представленного в них материала. Основные типы кейсов:

  • кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом;
  • кейсы, обучающие анализу и решению.

В своей практической деятельности мы используем оба типа кейсов. В кейс-пакет входят следующие материалы: конспект-лекция, словарь основных понятий, вспомогательные материалы, задания.

В обучении педагогов дошкольного образовательного учреждения были использованы разнообразные формы занятий. Изучение каждого из четырех разделов начиналось с изложения преподавателем (руководителем ШПМ) теоретического материала темы. Занятия в этом случае были организованы в форме лекции. В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала были использованы вводные, обзорные и проблемные лекции.

В первом разделе «Идеи и проблемы современной педагогики и индивидуальный педагогический опыт» была организована проблемная лекция «Что представляет из себя наше российское образование сегодня, на пороге нового столетия?». Слушателям были представлены не только анализ состояния всей системы образования, но и прогнозные сценарии (три позиции) изменений в сфере образования, высказанные известными учеными в области образовательной политики и педагогических инноваций. Данные три противоречивых «знания», стимулируя поиск выхода, решения проблемы, обеспечили «активное слушание» лекционного материала и его усвоение. Педагоги активно выражали свое отношение к данным позициям, аргументируя свой выбор.

Если обратиться к учебному плану, то можно заметить, что такая форма занятия как лекция составляет только 1/3 от общего количества занятий, остальная часть – это семинарские и практические занятия. Это не случайно. Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой обучения педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Это важная форма развития самостоятельной, творческой работы педагогов. Семинарские занятия позволяют углубить, расширить и детализировать знания, проверить эффективность и качество их усвоения, вооружить педагогов некоторой совокупностью умений и навыков.

Известно, что источником обучения профессионала является чтение методической литературы, общение с коллегами, экспериментирование. Семинар - именно та форма обучения, которая сочетает в себе названные выше источники. В Школе педагогического мастерства были организованы и проведены четыре семинара (по количеству разделов): «Роль педагогического опыта в совершенствовании учебно-воспитательного процесса», «Педагогика развития: методы и формы», «Развивающие педагогические технологии», «Что такое педагогическое творчество?» (Проблемный семинар). В ходе этих семинаров нами были использованы такие активные формы работы как диспуты, дискуссии, анализ педагогических ситуаций, деловые игры и так далее.

Проиллюстрирую на конкретном примере организацию учебного процесса по теме «Развивающие педагогические технологии». Занятие проводилось в форме семинара-практикума и предполагало самостоятельную предварительную работу по изучению рекомендованной литературы. По этой теме обучающимся были предложены вопросы и рекомендована литература.В ходе подготовки к семинару был отобран материал для докладов, распределены «роли» участников семинара.

Например, «докладчик» готовил доклад по теме «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников», а «содокладчик» с целью подкрепления позиции «докладчика» готовил сообщение «Виды проектов и использование их в работе с дошкольниками». «Провокатору» было дано задание подготовить «каверзные» вопросы, неожиданные примеры. Например: «Как вписать проектный метод в существующие организационные формы обучения и воспитания дошкольников». Остальным участникам отводилась роль «оппонентов». Также заранее педагогам были предложены вопросы для дискуссии и разработанные правила ведения дискуссии.

В результате работы семинара у педагогов было сформировано не только представление о методе проектов и освоена технология создания проекта в дошкольном образовательном учреждении, но, главное – были сняты внутренние барьеры к использованию новшества в учебно-воспитательном процессе, активизированы творческие силы участников, актуализированы (на основе рефлексивного анализа) знания по проблеме. Для обучения и актуализации умений педагогов в области проектирования и конструирования единого образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении нами были использованы также деловые игры и творчески-конструктивные методы.

Овладеть алгоритмом создания экспериментальной программы дошкольного образовательного учреждения и алгоритмом построения авторской программы обучающимся помогли игры, разработанные М.П.Бобровой: дидактическая игра «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», деловая игра «Аттестация» и дидактическая игра «Авторская программа». Выявить и уточнить знания педагогов по теме «Инновационные процессы в образовании» помогла деловая игра «Педагогический пробег» (автор К.Ю.Белая). Для решения проблемы переподготовки педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения был использован метод «Мозговой штурм».

Еще одной формой повышения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении являются педагогические тренинги. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.

В ходе тренингов были использованы игры-упражнения, которые позволяли включать обучающихся в разнообразные ситуации, связанные с выражением различных отношений к себе, к коллегам, к педагогической профессии в целом. Так, например, в этюдах: «Кто прав?», «Как помочь?», «Разговор в раздевалке» педагоги сталкиваются с необходимостью высказать свою точку зрения, почувствовать отношение коллег к себе. Это позволяло развивать потребность в личностной рефлексии.

Педагогами проигрывались ситуации по типу «Может ли такое быть?» с последующей демонстрацией своего варианта решения. Таким образом, участники игры видели несколько вариантов поведения в сложных педагогических ситуациях, отслеживали сам процесс их разрешения, что особенно важно, потому что очень часто «все знают, как должно быть, но никто не знает, как это делать»

Все используемые формы организации занятий в Школе педагогического мастерства были направлены на стимуляцию коллективного накопления нового опыта и перестройку существующего; на развитие творческого потенциала педагогов, под которым подразумевается не только способность к созданию новшеств в педагогической практике, но и своеобразная способность творчески относится к себе, своему труду, детям, к решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом.

Опыт организации такой деятельности показал: педагоги приобрели большую уверенность в своих силах, возросло самосознание и творческая активность. К концу эксперимента у педагогов повысился уровень готовности к инновационной деятельности на 30%. Это доказывает, что для успешной реализации программы развития дошкольного образовательного учреждения, для эффективного внедрения инноваций в педагогический процесс необходимо формировать готовность педагогов к инновационной деятельности через научно-методическую работу и использовать различные управленческие подходы, взаимодополняющие друг друга.

 

Попова Ирина Вячеславовна,
заместитель заведующего
по воспитательной и методической работе
МДОУ "Детский сад №74"
г. Березники, Пермская область

 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
2 Polinka29 • 08:00, 22.05.2012
Отличный материал!
[Материал]
avatar
1 маруси • 01:01, 19.05.2012
Спасибо,Ирина! Ваше направление очень актуально на сегодняшний день! Я тоже работаю над проблемой "Муниципальный подход в развитии инновационной деятельности педагогов". Материал очень полезный.
[Материал]