На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:
Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.
- Наследственности (т.е. природных задатков);
- Социокультурной среды;
- Деятельности ребёнка.
- Все дети являются одарёнными. До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.
- Одарённые дети встречаются крайне редко.
Специфические особенности одарённости в детском возрасте.
- Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.
- Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
- Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.
- Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
- Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
- В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
- Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
- Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
- Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реаги-руют на увиденные по телевизору и испытанные лично неспра-ведливости.
- Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
- Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
- Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
- Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.
- В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
- В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость раз-личных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
- В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
- В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
- В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных отве-тов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издатель-ский центр «МарТ», 2000.
2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: