Басович Елена Григорьевна,
05.02.2012 1
Организация труда школьника как универсальное учебное действие
Главной целью начального образования становится общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться. Именно поэтому одной из основных задач организации труда как универсального учебного действия сейчас является выявление и использование резервов производительности труда.
Организация труда школьников - это целая система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечивающая рациональное использование сил, времени и средств. Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой. Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении и не следует ждать, когда этот опыт сложится стихийно - лучше заблаговременно привить рациональные навыки в труде и учении. Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного. В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении. Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием. В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.
Умение учиться - это не просто сумма отдельных средств и способов учения, а целая система работы. Обучение этой системе состоит из следующих компонентов:
Организация труда школьников - это целая система научно обоснованных мероприятий, направленных на совершенствование педагогического труда и его условий, обеспечивающая рациональное использование сил, времени и средств. Организация труда школьника является исключительно важной и актуальной проблемой. Во-первых, ученик ещё не имеет опыта в труде и учении и не следует ждать, когда этот опыт сложится стихийно - лучше заблаговременно привить рациональные навыки в труде и учении. Во-вторых, ученика не обучали умению учиться - труд школьника часто направлен на получение готовых знаний, а не на поиск неизвестного. В-третьих, надо помнить, что ученик - не пассивный объект в обучении. Ребёнка следует сделать активным добытчиком знаний и вооружить специально разработанной методикой, помогающей заниматься самообразованием. В-четвёртых, правильная организация учебного труда школьника помогает решить проблему охраны здоровья.
Умение учиться - это не просто сумма отдельных средств и способов учения, а целая система работы. Обучение этой системе состоит из следующих компонентов:
- Обучение школьников умению организовать свой труд. В понятие «организовать» входит умение поставить перед собой цель, выделить в работе главное, рассчитать свои силы и составить план работы, выполнить его и подвести итоги.
- Обучение школьников умению ценить, рассчитывать и эффективно использовать своё время.
- Создание оптимальных психологических условий в труде и учении - от оборудования учебного рабочего места и продуманного оформления классов и кабинетов до создания добрых и деловых взаимоотношений между учащимися, а также между учителями и учащимися.
- Обучение школьников умениям и навыкам учебного труда (чтение, письмо, счёт, наблюдение и т. д. ). Учебные навыки следует рационализировать, расчленяя их на составные части.
Главная ценность системы по организации труда в школе - устранение перегрузки дополнительными знаниями, поскольку умение организовать свою деятельность вооружает учащихся рациональными умениями и навыками самообразования, т. е. учит учиться. Умение же учиться - одно их важнейших средств повышения эффективности обучения.
Чтобы урок был исходной позицией по внедрению системы умений, он должен отвечать определённым требованиям с точки зрения организации. На уроке учитель должен:
Чтобы урок был исходной позицией по внедрению системы умений, он должен отвечать определённым требованиям с точки зрения организации. На уроке учитель должен:
- Не только передавать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, но и учить наиболее рациональным навыкам учебного труда, которые необходимы как на уроке, так и при выполнении домашних заданий.
- Создавать наилучшие психологические и организационные условия для работы (атмосфера доброжелательности и взаимного внимания, развитие интереса к изучаемому предмету, знакомство с темой урока, постановка цели или проблемы, указание на порядок занятий).
- Выявлять индивидуальные особенности и способности учащихся, изучать пробелы в их знаниях и навыках, сочетать фронтальную работу с индивидуальной, уметь дойти до каждого ученика.
- Вооружать учащихся пониманием своей активной роли на разных этапах урока (при ответе товарища, рассказе учителя, закреплении нового материала и т. д. ).
- Развивать логическое мышление учащихся и обучать их лучшим приёмам запоминания и развития воображения.
- Рассадить учащихся в классе так, чтобы в процессе обучения они могли помогать друг другу, вести взаимопроверку и самопроверку, а отстающих учеников пересадить с последней парты ближе к учителю.
- Не допускать на уроке потери времени: стараться работать с наибольшей нагрузкой и в оптимальном темпе; широко применять уплотнённый опрос, индивидуальные карточки; не делать больших пауз в работе и т. д. ; сократить организационный момент.
- Наладить работу ассистентов в классе, точно определить их роль и научить помогать учителю на уроке.
- Научиться самому и научить учащихся использовать технические средства обучения.
- Обеспечить на уроке полную и конкретную консультацию по методике выполнения домашних заданий, предлагать задания, требующие не механического повторения классной работы, а применения творческих усилий. И ни в коем случае не переносить на домашнее задание то, что не успели сделать в классе - дома можно лишь закрепить знания, полученные в классе. Домашние задания следует индивидуализировать в зависимости от способностей и уровня подготовленности каждого школьника.
Организовать учебную деятельность помогают различные пособия. Также рациональная организация учебного труда ребёнка невозможна без активного участия родителей.
Использованная литература:
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Басович Елена Григорьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №446
Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия №446
Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: