Первым обособил алгоритмизацию как педагогический подход Л.Н. Ланда. Начиная с 50-х годов прошлого века, им исследовались теоретические основы обучения учащихся алгоритмам [3]. Разделяя позицию Льва Наумовича Ланда, считаем, что технологическая деятельность требует осуществления определенной системы операций, причем часто обязательно в строгой последовательности. Нарушив нужную систему операций или отступив от необходимой их последовательности, решить задачу нельзя. Особенно важно соблюдение операционных алгоритмов для профессий, связанных с повышенной опасностью [2].
В качестве подтверждающего примера приведем алгоритм действий водителя (кандидата в водители) автомобиля перед и во время начала движения (не включая операции ежедневного обслуживания):
В качестве подтверждающего примера приведем алгоритм действий водителя (кандидата в водители) автомобиля перед и во время начала движения (не включая операции ежедневного обслуживания):
- Подготовить рабочее место: отрегулировать сидение и зеркала заднего вида, пристегнуться ремнем безопасности. Проверить нейтральное положение рычага переключения коробки передач.
- Запустить двигатель. Проверить показания приборов - контрольных ламп разряда аккумуляторной батареи и давления масла, указателей уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, тахометра.
- Прогреть двигатель.
- Включить дневные ходовые огни (противотуманные фары или фары ближнего света).
- Убедиться в отсутствии на безопасном расстоянии других участников движения - пешеходов и транспортных средств.
- Включить указатели поворота.
- Нажать на педаль муфты сцепления. Включить первую передачу.
- Повторно убедиться в безопасности начала движения.
- Плавно отпуская педаль сцепления и одновременно переводя рычаг стояночной тормозной системы от себя, тронуться с места.
- Задать рулевым колесом направление движения автомобиля.
Итак, производственные и технологические задачи требуют решения по определенным алгоритмам (алгоритмическим процедурам), а значит, и профессиональное обучение без алгоритмов невозможно. Реализация алгоритмического подхода в профессиональной подготовке может осуществляться:
- обучением алгоритмам решений;
- обучением алгоритмам поиска алгоритмов.
В первом случае обучение предполагает непосредственное формирование у обучающегося требуемого алгоритмического процесса путем сообщения ему правил пользования или поэтапной демонстрацией, приемов правильного пользования. В результате упражнений в применении правил или образа действий обучающиеся овладевают алгоритмом, представляющим последовательность решения прикладной задачи.
Во втором случае обучение заключается в том, чтобы, не сообщая учащимся алгоритма решения, вооружить их некоторым алгоритмом поиска. При такой организации профессионального обучения реализуется активный и творческий потенциал обучающего и обучающихся. Способы и приемы реализации алгоритмического подхода в данном контексте предполагают:
Во втором случае обучение заключается в том, чтобы, не сообщая учащимся алгоритма решения, вооружить их некоторым алгоритмом поиска. При такой организации профессионального обучения реализуется активный и творческий потенциал обучающего и обучающихся. Способы и приемы реализации алгоритмического подхода в данном контексте предполагают:
- расстановку позиций в перечисленных операциях, согласно порядку технологии выполнения;
- определение последовательности алгоритмических процедур на основе анализа деятельности мастеров-наставников, возможно, с выявлением провоцирующих ошибок;
- детальный разбор и проверка правильности предлагаемых алгоритмов действий;
- составление новых алгоритмов действий, как с использованием справочной поддержки (начальный уровень), так и с ограничением (промежуточный уровень) и полностью без информационной помощи (базовый уровень);
- внесение корректив в существующие алгоритмы в связи с изменившимися условиями (например, адаптировать указанный выше алгоритм действий водителя перед и во время начала движения применительно к автомобилю с автоматической трансмиссией);
- упрощение и составление альтернативных алгоритмических последовательностей путем выявления допускающих замены или объединения операций в блоки;
- включение отдельных алгоритмов в сложные алгоритмические конструкции, вычленение из них и т. п.
Алгоритмический подход, реализованный вторым способом (обучение алгоритмам поиска алгоритмов), требует большего времени, однако именно в этом случае обеспечивается оптимальные возможности для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся и для их личностного развития, чем при первом способе (обучение алгоритмам решений). При организованном поисково-алгоритмическом обучении происходит развитие умения аргументации, самокритичности, дивергентного мышления, познавательной активности, мотивации учения и самообразования.
Использованные источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Программированное_обучение
2. Ваганов В.И. , Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств: учебник водителя. - М.: Транспорт, 1991. - 224 с.: ил., табл.
3. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М., «Просвещение», 1966. - 523 с.
Использованные источники:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Программированное_обучение
2. Ваганов В.И. , Рывкин А.А. Вождение автотранспортных средств: учебник водителя. - М.: Транспорт, 1991. - 224 с.: ил., табл.
3. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М., «Просвещение», 1966. - 523 с.
Чибаков Анатолий Сергеевич,
преподаватель технических дисциплин,
КОГОАУ СПО "Яранский государственный технологический техникум",
Кировская область
преподаватель технических дисциплин,
КОГОАУ СПО "Яранский государственный технологический техникум",
Кировская область
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: