Как создавался "Geonik"
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Метод обучения (от греч. слова metodos – “путь к чему-либо”) означает способ достижения цели определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемых; деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, во включении учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Однако для успешного осуществления проектной деятельности в учебном процессе требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного и внеклассного проектирования, создание дидактического, методического и материально-технического обеспечения.
Существует большое количество классификаций, делящих все проекты на группы. Мы придерживаемся следующей:
- Практико-ориентированный проект, который нацелен на социальные интересы самих участников или внешнего заказчика.
- Исследовательский проект (например: “История моей семьи”, “Мониторинг реки Патхи”), который напоминает подлинно научное исследование.
- Информационный проект (“Курение и его опасность”, “История географических открытий”, “Поэма как литературный жанр”), который направлен на сбор информации об объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
- Творческий проект (это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео- и слайдфильмы и т.п.)
Наш проект «GeoNike» относится к типу групповых проектов и имеет ряд преимуществ над индивидуальными. На протяжении проекта у его участников:
- Формируются навыки сотрудничества.
- Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
- Каждый этап работы имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
- В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В групповом проекте происходит и формирование общеучебных умений и навыков:
- Рефлексивных.
- Поисковых (исследовательских).
- Навыков оценочной самостоятельности.
- Умений и навыков работы в сотрудничестве.
- Коммуникативных умений.
- Презентационных умений и навыков.
По результатам нашей проектной деятельности мы выделили несколько условий, которые показались нам необходимыми для успешной реализации проекта.
- Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение учащихся и овладение ими технологиями проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, при достижении цели проекта.
- Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.
- Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.
Для четкой и своевременной реализации проекта нами был разработан примерный план работы по проекту в школе, который выглядит следующим образом.
План работы над проектом:
- Подготовительный этап
- Основной этап (процесс обучения)
- Заключительный этап.
На подготовительном этапе было выполнено следующее:
- Обсуждены вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр.;
- Составлен список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, компьютерные программы для обработки изображений – Adobe Photoshop, Microsoft Office Picture Manager, Windows Bitmap image, PhotoShaman).
- Составлен план-график использования компьютерного класса.
- Подготовлены необходимые книги (справочники, энциклопедии) и электронные материалы, сформирована подборка веб-сайтов по теме проекта.
- Проведены подготовительные занятия с участниками проекта.
В процессе работы над проектом:
- Предварительно просмотрен собранный учащимися материал (фото, тексты, карты), дать рекомендации по дальнейшей работе.
- Организовано выполнение учащимися самостоятельных мини-исследований и поисковых заданий учителя по теме проекта.
На заключительном этапе работы по проекту планируется:
- Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.
- Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.
- Вернуть оборудование, книги.
- Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета, родительского комитета и пр.
- Наградить отличившихся учеников грамотами.
- Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
Такой четко структурированный план помогает не только четкому выполнению самого проекта, но и «наведению порядка» в головах и действиях его участников. Когда ясно, что нужно делать, работать становится гораздо проще, и становится меньше тех, кому нечем заняться.
Конечно, любой из пунктов плана может быть пересмотрен, какие-то пункты исключены или, наоборот, добавлены. План деятельности по проекту должен составляться совместно с участниками проекта, и поэтому существует разнообразие составляющих план задач.
Еще раз хочется заметить, что проектная деятельность школьников при изучении своего региона, края, района станет более эффективным, чем в нынешнем массовом опыте, средством развития познавательного интереса, комплекса информационных и проективных умений, развитию умения применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, если при ее организации будут соблюдаться следующие условия:
- наличие социально или личностно значимой проблемы каждого учебного проекта;
- ориентация деятельности школьников по выполнению проекта на получение результата, имеющего практическую или теоретическую значимость;
- поэтапное выполнение проекта;
- осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной и деятельностной составляющих;
- презентация хода и результатов выполнения учебного проекта.
Таким образом, при построении проектной деятельности в образовательном процессе важно:
- чтобы тема проекта, была на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
- хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно;
- организация хода работы над раскрытием проблемы проекта во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику.
Практичность проектной деятельности выражается, на наш взгляд, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.
Проектирование - процесс, требующий от автора серьезных усилий, интеллектуальных, временных, физических и другого типа вложений. Это деятельность, требующая принятия на себя ответственности, что не может не вызывать напряжения.
