Инновационные подходы к организации внеурочной деятельности классного руководителя, обеспечивающие формирование здорового образа жизни уч-ся
Одним из главных направлений реализации приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать обязательный раздел «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», в который в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России включается программа внеурочной деятельности.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога – дело не новое. Но сложившиеся в прошлый исторический период формы и методы работы по предупреждению социальных пороков среди несовершеннолетних в новых социокультурых условиях оказываются малоэффективными. Несмотря на усилия семьи, воспитательную работу общеобразовательной школы, растет доля курящих и употребляющих алкоголь, наркотики.
В настоящее время перед общеобразовательными учреждениями встает проблема - осознавая опасность сохранения тенденции к распространению табакокурения, падения приоритетов здорового образа жизни, ценности семьи среди несовершеннолетних, найти новые формы профилактической работы. На мой взгляд, одной из таких форм является участие в областном социально-педагогическом проекте «Будь здоров». Проект включает в себя мероприятия: самостоятельно инициированные, творческие и спортивно–массовые, то есть фактически работа идет в соответствии с основными направлениями внеурочной деятельности Базисного учебного плана: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
В 2010-2011 учебном году была сформулирована цель воспитательной работы: формирование идеалов здорового образа жизни у учащихся 8А класса, умения следовать им в повседневной жизни, через реализацию областного социально-педагогического проекта «Будь здоров».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Формирование у подростков отношения к здоровью как ценности жизни.
- Расширение в школьной среде знаний о вреде табака, алкоголя.
- Создание условий для творческого и физического развития личности подростка.
- Привлечение внимания родителей, педагогов, средств массовой информации, общественности к проблемам духовно-нравственного и физического здоровья детей.
На классном собрании учащиеся единогласно приняли решение участвовать в областном проекте «Будь здоров». Сроки проведения мероприятий в рамках проекта: с 12 сентября 2010 г. по 24 мая 2011 г. В течение всего учебного года наш класс занимал призовые места на всех общегородских мероприятиях, что позволило занять 1 место в городе. А затем уже 4 место в Екатеринбурге среди команд-победителей на муниципальном уровне Свердловской области. Помимо общегородских мероприятий ежемесячно мы проводили общешкольные и внутриклассные мероприятия.
Общегородские мероприятия, которые были проведены в рамках проекта:
Спортивно-оздоровительное направление:
- Соревнование «Осенние старты».
- Конкурс «Иван–царевич».
- Финальный конкурс в Екатеринбурге «Веселые старты».
Научно-познавательное направление
- Финальная викторина в Екатеринбурге «Полководцы России».
- Конкурс агитбригад «Здоровый образ жизни».
Творческое направление:
- Конкурс плакатов.
- Конкурс видеороликов «Иван да Марья».
- Литературный конкурс.
Самостоятельно инициированные мероприятия:
Спортивно-оздоровительное направление:
- Шашечный турнир в классе.
- Шахматный турнир в классе.
- Веселые старты.
- Конкурс «Супермен».
- 12 февраля приняли участие в XXIX всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России 2011».
Научно-познавательное направление:
- 22 ноября - выступление учащихся о вреде курения и о пользе ЗОЖ для учащихся 7-8-х классов;
- 25 ноября - показ презентации о вреде курения в 6-х классах;
- 20 января - проведение общешкольной викторины по теме «Здорово быть здоровым!»
Общественно полезная деятельность:
- 15-20 ноября - раздача листовок-памяток о вреде курения на улицах города.
- 20-21 декабря - представление новогодней сказки на английском языке для учащихся 5-6 классов.
- 22 декабря -представление презентаций на немецком языке в 5-6 классах «Встреча Рождества в странах мира».
- 25 декабря - театрализованное представление и игровая программа, посвященная встрече нового года «В новый год сбываются все мечты».
- 24 января - представление театрализованного представления «Суд над сигаретой» (8-9 классы).
- 22 февраля - встреча с ветеранами трех поколений в выставочном зале.
Художественно-эстетическое направление:
- 19 января - выпуск общешкольной стенгазеты «Ликбез здорового образа жизни».
- 28 марта - расклеивание листовок в микрорайоне школы с целью наглядной агитацией отказаться от вредных привычек табакокурения и алкоголя.
- 23 марта - раздача буклетов по микрорайону школы «Здоровым быть модно!»
В заключение хотелось бы отметить, что данный проект:
- Позволил учащимся раскрыть в себе такие чувства, как чувство товарищества, взаимопомощи, взаимоответственности, расширился их социокультурный опыт.
- Конкурсные мероприятия создавали благоприятные условия для индивидуального развития личности.
- Участие в проекте способствовало развитию сплоченности классного коллектива.
Сегодня ребенок нуждается в коллективе, в котором он может раскрыться творчески, научиться общаться, быть неравнодушным к происходящему, стать активным, научиться жить в обществе. Что дает ребенку общение со сверстниками? Во-первых, общение со сверстниками — очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, о которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид отношений. Групповая работа и другие виды совместной деятельности вырабатывают не¬обходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
В-третьих, это особенный вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
Булычева Надежда Владимировна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ № 32» г.Краснотурьинск
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.