26.03.2012 1
Развитие нравственных качеств в младшем школьном возрасте
… Явление нравственного составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями.
К.Д. Ушинский
Целью нравственно-эстетического воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
К.Д. Ушинский
Целью нравственно-эстетического воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из цели, я ставлю следующие задачи:
- помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали;
- помочь осознать свой личный опыт поведения;
- привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.
В моей группе продленного дня уделяется достаточное внимание развитию нравственно-эстетических качеств учащихся. Провожу беседы с обсуждением на темы: «Вежливы ли мы?», «Волшебные слова», «Что такое чуткость, внимательность, отзывчивость?», «Что по-вашему доброта, честность, справедливость?» и др.
Интерес и живой отклик у учащихся вызывают такие мероприятия, как: «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год», «Весна-красавица». Ежегодно под Новый год силами детей украшается кабинет группы продленного дня снежинками, гирляндами, самодельными игрушками, наряжается елка. Результатом этого являются первые, вторые места по школе при смотрах кабинетов. Яркую оценку дают и родители, забирающие детей, которые говорят: «Кабинет у вас как новогодняя сказка». К Новому году проходят также викторины, конкурсы. В конце каждой четверти проходят праздники – Дни именинника. Уже традиционным стал праздник «Мамы, бабушки и мы», посвященный 8 марта. Подготовка к 8 марта начинается за месяц: ребята пишут сочинения о своих мамах, разучивают песни, частушки, стихотворения, оформляют выставку рисунков и поделок, готовят приглашения, пекут торты, пироги. На этих праздниках проходят конкурсы между мамами и детьми. Конкурсы литературного характера, на эрудицию, загадки, по окружающему миру. Мамам и бабушкам больше всего нравится слушать сочинения детей о себе. «Как нам нужны такие праздники, мы чувствуем себя молодыми, возвращаемся в молодость» - высказывание родителей. На мой взгляд, такие праздники имеют положительное влияние, они объединяют детей с родителями.
Последние три года актив группы продленного дня выступает с концертной программой в детских садах для малышей и детей с ограниченными возможностями. В концертную программу входят песни, частушки, загадки, сценки из сказок, спортивные номера. Выступления ребят из группы продленного дня нравятся, и нас приглашают снова – «Приходите к нам еще». Выступали в детских садах №105 и №110 города Братска.
Зимой воспитанники ГПД принимают участие в акции «Кормушка» - мастерят кормушки. И ежедневно выходят на улицу, чтобы покормить птиц. Если во время обеда у детей остается хлеб, они говорят: «Надо птичек покормить». Окна кабинета ГПД уже облюбовали много птиц: воробьи, голуби, синички, иногда прилетают и вороны.
В группе продленного дня проводятся уроки доброты и вежливости, которые включают в себя различные беседы: «Правила поведения в школе и на улице». Уверена, что работа в этом направлении дает положительную динамику. Ребята научились с уважением относиться друг к другу, к взрослым, любить и заботиться о животных.
У нас проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей. Целью встреч является воспитание патриотизма, любви к своей Отчизне, уважения к ветеранам. Так, была проведена встреча с ветераном Великой Отечественной войны Георгием Иосифовичем Березновым – майором в отставке. Он интересно и увлекательно рассказывал о войне, принес с собой военные карты. Ребятами был подготовлен небольшой концерт для ветерана – фронтовые военные песни. Думаю, что такая встреча надолго им запомнится, и они с уважением будут относиться к ветеранам. На мой взгляд, цель встречи была достигнута. Также у нас была встреча с ветераном Валентиной Александровной Семко, бывшей малолетней узницей концентрационного лагеря. Страшные годы неволи поведала нам В.А. Семко. Три года она пробыла в финских концлагерях Карелии. Ребята с ужасом узнавали подробности жизни в концлагерях. В результате мы много узнали о ее судьбе из первых уст.
Организуются выезды группы продленного дня к мемориалу «Вечной славы», чтобы поклониться героям-братчанам, почтить память героев. Многие дети приносят цветы. Этими мероприятиями мы формируем у детей гражданское самосознание, любовь и уважение к своей стране.
В группе продленного дня проводятся занятия по художественному труду. Дети работают с пластилином, делают аппликации, поделки из природного материала и бумаги. Результатом этого является организация и проведение выставок этих работ. Ежегодно группа продленного дня участвует в школьных субботниках. Убираем территорию на школьном стадионе, проводим чистку пришкольной территории. В кабинете также поддерживаем чистоту. Чистота зависит от каждого, ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Дети об этом прекрасно знают и стараются придерживаться этого принципа.
В нашей группе проводятся беседы о поведении ребенка. Родители посещают занятия, мероприятия в группе, высказывают свое мнение. Результатом этого направления воспитательной деятельности является формирование ситуации успеха, повышение интереса родителя к ребенку и к тому, чем он занят в группе продленного дня.
Воспитательная работа в группе продленного дня дает свои положительные результаты. К концу каждого учебного года коллектив учащихся группы продленного дня становится сплоченнее, дружнее, активнее. Прививаются навыки общения между учащимися в коллективе, уважительное отношение друг к другу. Наблюдается развитие самоконтроля и самооценки учащихся при выполнении домашнего задания, при проведении занятий или мероприятий. Родители удовлетворены разносторонним развитием своих детей через различные виды деятельности и результатами работы группы продленного дня. Ребята с желанием посещают группу, о чем свидетельствуют отзывы ребят.
Но есть и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в работе: в последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель», «Семейное хозяйство и дети», «Антиалкогольное воспитание детей в семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста» и др., что, как показывает практика, дает положительную динамику.
Уверена, что ребенок должен нести ответственность за свои поступки, за свои дела перед близкими. Дети должны делать хорошие дела, приносить пользу близким, радовать добрыми поступками. В группе продленного дня, если кому-то из детей плохо – дети всегда приходят на помощь. Считаю, что отец и мать должны быть образцами нравственной чистоты и гуманности. Ребята усваивают принятые в их семьях жизненные ценности и модели поведения. Высокая нравственная атмосфера, взаимопонимание в семье, доброе отношение в школе – это положительные факторы воспитания нравственных качеств ребенка.
Все вышесказанное позволяет определить цели и задачи воспитательной работы на последующие годы:
Интерес и живой отклик у учащихся вызывают такие мероприятия, как: «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год», «Весна-красавица». Ежегодно под Новый год силами детей украшается кабинет группы продленного дня снежинками, гирляндами, самодельными игрушками, наряжается елка. Результатом этого являются первые, вторые места по школе при смотрах кабинетов. Яркую оценку дают и родители, забирающие детей, которые говорят: «Кабинет у вас как новогодняя сказка». К Новому году проходят также викторины, конкурсы. В конце каждой четверти проходят праздники – Дни именинника. Уже традиционным стал праздник «Мамы, бабушки и мы», посвященный 8 марта. Подготовка к 8 марта начинается за месяц: ребята пишут сочинения о своих мамах, разучивают песни, частушки, стихотворения, оформляют выставку рисунков и поделок, готовят приглашения, пекут торты, пироги. На этих праздниках проходят конкурсы между мамами и детьми. Конкурсы литературного характера, на эрудицию, загадки, по окружающему миру. Мамам и бабушкам больше всего нравится слушать сочинения детей о себе. «Как нам нужны такие праздники, мы чувствуем себя молодыми, возвращаемся в молодость» - высказывание родителей. На мой взгляд, такие праздники имеют положительное влияние, они объединяют детей с родителями.
Последние три года актив группы продленного дня выступает с концертной программой в детских садах для малышей и детей с ограниченными возможностями. В концертную программу входят песни, частушки, загадки, сценки из сказок, спортивные номера. Выступления ребят из группы продленного дня нравятся, и нас приглашают снова – «Приходите к нам еще». Выступали в детских садах №105 и №110 города Братска.
Зимой воспитанники ГПД принимают участие в акции «Кормушка» - мастерят кормушки. И ежедневно выходят на улицу, чтобы покормить птиц. Если во время обеда у детей остается хлеб, они говорят: «Надо птичек покормить». Окна кабинета ГПД уже облюбовали много птиц: воробьи, голуби, синички, иногда прилетают и вороны.
В группе продленного дня проводятся уроки доброты и вежливости, которые включают в себя различные беседы: «Правила поведения в школе и на улице». Уверена, что работа в этом направлении дает положительную динамику. Ребята научились с уважением относиться друг к другу, к взрослым, любить и заботиться о животных.
У нас проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагерей. Целью встреч является воспитание патриотизма, любви к своей Отчизне, уважения к ветеранам. Так, была проведена встреча с ветераном Великой Отечественной войны Георгием Иосифовичем Березновым – майором в отставке. Он интересно и увлекательно рассказывал о войне, принес с собой военные карты. Ребятами был подготовлен небольшой концерт для ветерана – фронтовые военные песни. Думаю, что такая встреча надолго им запомнится, и они с уважением будут относиться к ветеранам. На мой взгляд, цель встречи была достигнута. Также у нас была встреча с ветераном Валентиной Александровной Семко, бывшей малолетней узницей концентрационного лагеря. Страшные годы неволи поведала нам В.А. Семко. Три года она пробыла в финских концлагерях Карелии. Ребята с ужасом узнавали подробности жизни в концлагерях. В результате мы много узнали о ее судьбе из первых уст.
Организуются выезды группы продленного дня к мемориалу «Вечной славы», чтобы поклониться героям-братчанам, почтить память героев. Многие дети приносят цветы. Этими мероприятиями мы формируем у детей гражданское самосознание, любовь и уважение к своей стране.
В группе продленного дня проводятся занятия по художественному труду. Дети работают с пластилином, делают аппликации, поделки из природного материала и бумаги. Результатом этого является организация и проведение выставок этих работ. Ежегодно группа продленного дня участвует в школьных субботниках. Убираем территорию на школьном стадионе, проводим чистку пришкольной территории. В кабинете также поддерживаем чистоту. Чистота зависит от каждого, ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Дети об этом прекрасно знают и стараются придерживаться этого принципа.
В нашей группе проводятся беседы о поведении ребенка. Родители посещают занятия, мероприятия в группе, высказывают свое мнение. Результатом этого направления воспитательной деятельности является формирование ситуации успеха, повышение интереса родителя к ребенку и к тому, чем он занят в группе продленного дня.
Воспитательная работа в группе продленного дня дает свои положительные результаты. К концу каждого учебного года коллектив учащихся группы продленного дня становится сплоченнее, дружнее, активнее. Прививаются навыки общения между учащимися в коллективе, уважительное отношение друг к другу. Наблюдается развитие самоконтроля и самооценки учащихся при выполнении домашнего задания, при проведении занятий или мероприятий. Родители удовлетворены разносторонним развитием своих детей через различные виды деятельности и результатами работы группы продленного дня. Ребята с желанием посещают группу, о чем свидетельствуют отзывы ребят.
Но есть и проблемы, с которыми приходится сталкиваться в работе: в последнее время все чаще наблюдается безразличие родителей к формированию нравственно-эстетических качеств ребенка, процесс воспитания они практически полностью доверили школе. Для решения данной проблемы я провожу индивидуальные беседы, собрания на темы: «Семья – главный воспитатель», «Семейное хозяйство и дети», «Антиалкогольное воспитание детей в семье», «Особенности трудового воспитания детей младшего школьного возраста» и др., что, как показывает практика, дает положительную динамику.
Уверена, что ребенок должен нести ответственность за свои поступки, за свои дела перед близкими. Дети должны делать хорошие дела, приносить пользу близким, радовать добрыми поступками. В группе продленного дня, если кому-то из детей плохо – дети всегда приходят на помощь. Считаю, что отец и мать должны быть образцами нравственной чистоты и гуманности. Ребята усваивают принятые в их семьях жизненные ценности и модели поведения. Высокая нравственная атмосфера, взаимопонимание в семье, доброе отношение в школе – это положительные факторы воспитания нравственных качеств ребенка.
Все вышесказанное позволяет определить цели и задачи воспитательной работы на последующие годы:
- создание условий для развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества;
- повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка и его нравственных качеств.
Литература:
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000 – 234 с..
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999 – 185 с.
3. Психическое развитие младших школьников. М., 1990 – 174 с.
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000 – 234 с..
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999 – 185 с.
3. Психическое развитие младших школьников. М., 1990 – 174 с.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: