Развитие творческих способностей учащихся через призму компьютерной графики
Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.
В настоящее время рынок наполнен многообразием обучающих компьютерных программ. Однако, среди них практически не встречаются обучающие в увлекательной форме программы для изучения предмета. Школьникам не интересен «сухо» изложенный материал, и большинство из них, к сожалению, вообще не интересуются различными программными средами. На сегодняшний день подростков больше интересуют компьютерные игры, не всегда благотворно влияющие на интеллектуальное развитие и психику подростков. Поэтому перед педагогами часто стоит нелегкая задача разнообразия и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из решений проблемы является разработка интерактивных приложений в игровых мультипликационных формах. Работа с анимацией и программированием очень сложна, к тому же за отведенное программой время практически невозможно овладеть навыками работы в графических и анимационных редакторах.
В связи с этим на базе МБОУ гимназии № 10 была создана творческая лаборатория - мультипликационная студия «Клякса» работающая по профильному курсу «Компьютерная графика и анимация», в которой учащиеся с старших классов занимаются графикой и анимацией в таких программных приложениях как Adobe Photoshop C3, Adobe Flash C3. Имея возможность свою собственную игру (пусть и самую простую) учащиеся получают невероятный стимул к обучению информатике в целом. Однако, несмотря на интерес, который учащиеся проявляют к компьютерной графике, при практической работе большинство из них не готовы принять сложный и объемный материал. Работа дизайнера компьютерной графики, прежде всего, основывается на креативности мышления и кропотливом труде. Большинство учащихся, сталкиваясь с подобной проблемой, не имея привычки преодоления трудностей, теряют первоначальный интерес к подобной работе. Поэтому их постоянно необходимо стимулировать возможным результатом. С этой целью учителями информатики разработан цикл интерактивных уроков, выполняя которые участники творческой лаборатории развивают не только творческие способности в художественной среде, но овладевают приёмами программирования на языке Action Script 2.0., что заметно повышает интерес к изучению раздела «Объектно- ориентированное программирование», преподаваемого в рамках школьной программы. Вместо программирования задач с применением массивов содержащих отвлеченные от жизни численные или символьные элементы участники творческой лаборатории с успехом овладевают основами программирования в ходе создания отдельных фрагментов Flash игр.
Задачи профильного курса «Компьютерная графика и анимация»:
- развивать творческие способности учащихся через создание проектов с использованием растровой и векторной графики;
- научить понимать язык компьютерного и художественного искусства;
- развивать моторику руки, зрительную память, глазомер;
- развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
- развивать культуру общения с цветами как одно из средств эстетического воспитания;
- Принципы построения элективных курсов:
- модульность;
- практическая направленность;
- дифференцированный подход к обучению;
- использование новых технологий в обучении.
Обосную каждый из принципов.
1. Модульный принцип обучения позволяет обеспечить вариативность и осуществить реальную профилизацию обучения, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебно-воспитательного процесса, не сковывая при этом творческой инициативы учителей. Это позволяет ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти, в следующей четверти (полугодии) на занятия по другому элективному курсу. Модульная структура курса позволяет изучать широкие возможности графических редакторов в зависимости от возрастных отличий школьников, их индивидуальных способностей и количества учебных часов. Учащиеся 10 кл., поступившие на элективный курс «Растровая графика», изучают I модуль «Растровая графика», который включает в себя основные понятия растровой графики и принципы построения растровых изображений. Они получат первоначальные навыки работы в программе Adobe Photoshop , изучают структуру и команды программы. Это не просто теоретические занятия, а занятия подкрепленные практикой. Из 26 учебных часов 22 практических. Нельзя оставлять на более поздний срок практические занятия, потому что теоретические занятия без практических становятся абстрактными и скучными. Бытует мнение о том, что без досконального изучения теории выполнение практических работ вызывает большие трудности. В принципе, это правильно. Так учителя работают на обычных уроках в школе. Но курсовые занятия являются элективными, то есть по выбору и моя задача сделать их интересными и запоминающимися. Пусть учащиеся не полностью освоили теоретический материал, подчас он очень сложный, они найдут ответы на свои вопросы сами при выполнении проектных заданий.
После изучения I модуля «Растровая графика» ученики решают, продолжать ли им изучение профиля или нет. Если они понимают, что эта тема не «затрагивает» их душу или вызывает трудности, то они покидают данных курс. Таких учащихся набирается примерно 10%. Остальные приступают к изучению II модуля «Анимационная графика». Без изучения II модуля «Анимационная графика» освоение III модуля невозможно. Именно в III модуле «Интеграция растровой графики и анимационной графики» происходит наиболее полное развитие творческих способностей учащихся через создание проектов с использованием растровой графики (рисование, фотомонтаж и др.), развивается образное мышление, восприятие окружающего мира. Из 38 учебных часов 26 практических. Практические занятия реализованы в виде выполнения проектов, которые обучающие защищают в конце года.
2. Практическая направленность. Построение курса «Компьютерная графика» должно позволять в полной мере использовать активные формы организации занятий, практические или проектные формы работы. В противном случае «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное заучивание материала. Большая часть учебного времени выделяется на самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения используется метод проблемного обучения и вовлечения школьников в процесс сотворчества. Изучение теоретического материала гармонично сочетается с выполнением обязательных графических работ. Для курса «Компьютерная графика» разработаны 2 учебно – методических комплекса (УМК), каждый из которых состоит из следующих компонентов:
а) Дидактический материал – учебное руководство,
б) Методический материал «Практические уроки» - практикум.
3. Дифференцированный подход к обучению. Данный курс является дифференцированным по содержанию и планируемым образовательным продуктам на 3 разных уровня. Ведь этот курс могут выбрать школьники из разных профилей обучения (информационно – технологических, естественно – научных и гуманитарных), с разным уровнем подготовки по информатике и разными интересами к тем или иным направлениям использования компьютерной графики. Целесообразно организовать разноуровневый курс с модульным построением структуры
С каждым годом увеличивается количество учащихся, желающих заниматься по данному профилю. Дети увлеченно изучают теоретический материал и работают над созданием индивидуальных проектов.
4. Использование новых технологий в обучении. Как сделать урок ярким, запоминающимся. Самый распространенный в наше время метод - метод презентаций. С помощью программы PowerPoint можно создать сценарий урока и продемонстрировать его в мультимедийном классе. Этот метод уже устарел. Одними презентациями сейчас никого не удивишь, они стали обычным информационным сопровождением урока. Учащиеся профильного курса «Компьютерная графика и анимация» в процессе обучения создают проекты, являющиеся методическим сопровождением уроков по предметам: обществознание – Flash-проект «Субкультуры – за или против», естествознание - Flash-проект «Космическое путешествие», рисование-Flash-проект «Создание горного пейзажа», математика- Flash-проект «Фракталы». В настоящие время на страницах сайта http://www.proshkolu.ru/user/petsveta/blog/224584/ можно познакомиться с некоторыми из них. Данные проекты высоко оценены на конкурсах регионального уровня дипломами I степени.
В результате преподавания данного курса были замечены следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к предмету Информатика, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.
Петуашвили Светлана Эдуардовна,
учитель информатики МОУ СОШ №10,
г. Шахты Ростовской области
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.