Воспитание толерантности как условие профилактики экстремизма в молодёжной среде
Таким образом, одной из инновационных форм воспитательной работы является воспитание толерантности у подрастающего поколения.
Термин «толерантность» имеет множество определений в различных контекстах: социальном, этическом, политическом, психолого-педагогическом. Чаще всего толерантность понимается как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, образу жизни, уважение человеческого достоинства, умение принять другого человека таким, какой он есть. Толерантность – интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Тяжёлая экономическая ситуация, безработица, разнообразный национальный состав населения приводит к росту социальной напряжённости, к увеличению агрессивности, появлению фактов экстремизма, расширению конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребёнка.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности.
Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.
С целью организации целенаправленной работы по формированию толерантной личности педколлектив нашей школы активно включился в программу «Формирование установок толерантного сознания». В начале работы над этой проблемой педагогами школы была изучена теоретическая база: на семинарах, педсоветах, школьных методобъединениях были рассмотрены понятия толерантности, пути развития толерантной и интолерантной личности, методы и приёмы воспитания толерантности.
В план работы школы были включены различные мероприятия по основным направлениям:
- в разделе «Личность» - мероприятия, позволяющие воспитывать понимание и веротерпимость, уважение к чужому мнению, формирующие нормы социального поведения, например: классные часы «Толерантность – что это?», «Кто мои друзья?», «Дружбой верной дорожу»; анкета «Знаю ли я себя», дискуссии, круглые столы, тренинги: «Виды толерантности», «Толерантная и интолерантная личность», «Агрессивное поведение в молодёжной среде», «Мы против насилия и экстремизма».
- в разделе «Семья» - рассматриваются вопросы роли семьи в воспитании у подрастающего поколения доброжелательности, неконфликтности, готовности к сотрудничеству, например: родительское собрание по теме «Толерантное общение в семье и школе», месячник «Я и моя семья» с беседами, конкурсом рисунков и различными внеклассными мероприятиями (походы, поездки в музеи, праздники), в которых принимали участие и родители, и дети, и педагоги. Все мы знаем, что основы нравственных качеств ребёнка закладываются в семье. И очень важно, какая атмосфера царит дома, каковы взаимоотношения между родителями, между детьми и родителями, между братьями и сёстрами. На сегодняшний день, когда мы наблюдаем нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенную конфликтность в их взаимоотношениях, всё больше возрастает роль классного руководителя, полноценная работа которого способна заполнить тот вакуум, в который попадают многие учащиеся.
- в раздел «Общество» - включены мероприятия по пропаганде миролюбия, повышения устойчивости к этническим, религиозным и политическим конфликтам, профилактике агрессии и экстремизма, например: выставка рисунков и плакатов «Мы – многонациональный народ», месячник «Я и мой народ», классные часы «Уроки толерантности», «Выбор за вами», а также дебаты, дискуссии, тренинги, помогающие учащимся определённый уровень правовой культуры, осознать себя и своё место в обществе, не нанося при этом вреда и не ущемляя права других людей.
Особенно важны эти мероприятия для подростков–выпускников школы, т.к. им предстоит трудный переход из привычного круга общения в новый и не всегда доброжелательный круг. Поэтому классные руководители особое внимание уделяют вопросам общения подростков, межличностным отношениям через различные мероприятия: анкетирование «Проявления молодёжного экстремизма», тест «Оценка собственного поведения в конфликтных ситуациях», беседа «Посмотри на себя со стороны», диспут «Можно ли быть свободным без ответственности», а также педагоги используют и другие формы: различные вечера, КВН, спортивные соревнования.
Путь развития толерантного человека – это путь свободного, знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. И мы, педагоги, должны помочь нашим учащимся воспитывать и развивать в себе черты толерантной личности.
16 ноября – Международный день толерантности. Отмечая его разными коллективными творческими делами, мы вносим определённый положительный результат в воспитание школьников, т.к. при этом используются новые формы работы, вызывающие интерес у детей, совершенствуется правовая культура, воспитывается толерантное отношение к окружающим, другим народам, традициям, обычаям.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.