Педагогическое творчество учителя в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с разными возможностями
Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампа, которую надо зажечь. Следовательно, я должна не наполнять ученика знаниями, а учить добывать их, использовать для решения возникающих проблем. Поэтому сегодня, определяя главный вопрос своей педагогической деятельности, я выбираю: «Как учить?». Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения. Именно работу в центрах активности я считаю главным аспектом своей деятельности.
Цель статьи: раскрыть педагогическое творчество учителя через развитие потенциальных возможностей каждого ребенка при работе в центрах активности.
Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Следовательно, педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества.
Творчество педагога - это поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д.
На уроках передо мной стоит цель: способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни. Для решения этой цели я должна творчески подойти к подготовке и проведению урока, чтобы ребенок был действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность, имел выбор, тогда он наилучшим образом развивается. С этой целью я использую работу в центрах активности.
Уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Принципы личностно-ориентированного подхода:
- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.
- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.
- Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.
- Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Технологию организации работы детей в центрах активности осуществляю по четырем главным принципам:
- право выбора;
- разноуровневые задания;
- форма работы;
- рефлексия.
Тщательно продуманная, созданная в процессе совместной деятельности учителя, учащихся и родителей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в классе существует определенная организация развивающей среды.
Принципы формирования развивающей среды:
- физическая и психологическая безопасность;
- возрастная ориентированность;
- доступность;
- динамичность;
- разноуровневость.
Все пространство класса поделено на Центры активности:
- Центр русского языка и литературы;
- Центр изобразительного творчества;
- Центр драматизации;
- Центр науки и природы;
- Центр математики.
Каждый центр активности - это маленькая творческая лаборатория. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.
Цель организации центров: создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую, исследовательскую, творческую)
Три принципа, на которых должна строиться работа в группе в центре активности:
- Свобода;
- Самостоятельность;
- Совместная деятельность;
Эти «три принципа» хороши в том случае, если объединены темой и целями урока.
Компетентностный подход к работе в центрах активности:
- Умение общаться;
- Умение договориться;
- Отстоять свое мнение;
- Согласиться с мнением товарища;
- Сделать правильный выбор и нести за него ответственность.
Выбор центра - за детьми. Выбор может быть закрытым. После презентации центров, представленных на уроке, детям предлагают выбрать какие-либо карточки и перейти в тот центр активности, на котором есть такой же значок. Выбор может быть открытым. Это когда после презентации центров дети осознанно идут работать в тот или иной центр.
Наличие в центрах активности материалов разного уровня сложности позволяет перейти от обычной структуры урока к развивающей системе обучения.
При работе в центрах активности предлагаются разноуровневые задания с разными видами деятельности в центрах, созданных по интересам детей, и соответствующих задачам урока.
Мною был проведен урок русского языка в 4 классе по теме «Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном». Представлю отрывок урока.
На уроке открыты следующие центры активности:
- центр «Народная песня» (задания для аудиалов: прослушайте предложенную песню, выпишите словосочетания сущ. + прил., определите род, число, падеж)
- центр «Народные костюмы» (задания для кинестетиков: рассмотри куклы и обереги, описывая куклы, придумай словосочетания сущ. + прил. с предложенными сущ. и предлогами, определи род, число, падеж).
- центр «Русские народные сказки» (задание для визуалов: выберите книгу с русскими народными сказками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи род, число, падеж)
- центр «Загадки» (задание для визуалов: выберите карточки или книги с загадками, выпишите словосочетания сущ. + прил., определи род, число, падеж).
Эту работу ребята могут выполнять по дополнительному материалу, а могут выбрать работу по учебнику, по предложенным упражнениям. На карточке отмечайте уровень сложности вашей работы в данном центре. Зеленым цветом, значит, легко справился с работой, красным цветом, значит, испытывал затруднения при выполнении работы.
- В каждом центре представлен план работы.
Задача учителя подготовить «стартовую» среду в центрах – материалы (разноуровневые задания), рабочие места, а также умело рассказать, «презентовать» детям то, что их ждёт в разных центрах активности.
Центры активности могут быть статичными и подвижными в зависимости от темы урока, цели его и задач. Статичные центры активности применяются при групповой работе.
На протяжении урока с подвижными центрами, ребенок, переходя из одного центра активности в другой, имеет возможность выбирать разноуровневые задания и форму работы по предложенным темам. Подвижные центры активности применяются при работе в парах сменного состава и индивидуальной работе. По окончанию работы в центрах проводится рефлексия и отслеживается мотивация.
Дети, которым предоставляется возможность выбирать вид деятельности, учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Для этого необходим творческий подход учителя во время подготовки и проведения урока по центрам активности.
На своих уроках, особенно в первом классе, я поощряю непосредственное присутствие членов семьи ребенка в центре активности, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения и готовлю для них специальные «задания».
Реальное присутствие и участие семьи в центрах активности оказывает:
- психологическую поддержку ребенку;
- психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);
- приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;
- дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел;
- дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей класса;
- дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с ребятами);
- дает учителю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;
- дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;
- дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);
- дает возможность участия родителей в классных делах и занятиях.
Подводя итоги, можно сказать, что уроки по центрам активности имеют личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.
Статья учителя начальных классов МБОУ СОШ № 29 г.о.Самара
Зацепиной Нинель Ансаровны
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.