Гробова таьяна Михайловна,
27.06.2012 3
Эссе "Формирование благоприятного микроклимата в группе учащихся посредством методов социальной терапии"
Эффективной технологией работы с будущими социальными работниками является применение методов социальной терапии.
Анализ результатов работы с данными методами приводит к такому выводу, что почти все обучающиеся в разной степени овладевают навыками активного слушания, приобретают умения устанавливать эмоциональный контакт, контролируют свое поведение, высказывают и аргументируют свою точку зрения, строят гипотезы в отношении путей разрешения проблемных ситуаций.
Развитию у них умений и навыков способствуют такие социальные технологии как игровая терапия, сказкотерапия и музыкотерапия.
Игровая терапия – это система межличностных отношений между преподавателем и обучающимся с целью наиболее полного использования учащимся своего собственного «Я». Игровые методы могут применяться как с целью оказания первичной помощи учащимся, имеющим социальные проблемы, так и на протяжении всего обучения, для активизирования учебного процесса, стимулирования учащихся к самостоятельному применению знаний, поддержание интереса к изучаемому материалу.
Как правило, учащимся предлагаются деловые игры, нацеленные на решение производственных проблем, а также ролевые игры, которые помогают понять свои индивидуальные особенности и возможности, приобрести и закрепить полученные знания и навыки, общепринятые стандарты поведения.
Среди игровых технологий, используемых при работе с обучающимися по специальности «Социальный работник» можно выделить такие, как «Карусель», «Скучный рассказ», «Психологический портрет», «Обнять каждого», «Я – понимающий тебя».
Сказкотерапия направлена на активизацию ресурсов и внутреннего потенциала подростка. Это совместное с учащимся открытие тех знаний, которые живут в его душе и являются определяющими в данный момент. При применении данной технологии необходимо соблюдать одно условие, - каждому ребенку должна подбираться своя индивидуальная сказка.
Сам метод строится на следующих моментах: на осмыслении основных принципов сказкотерапии; на восприятии способов решения трудностей, которые применяются в сказках; на размышлении над сказками и их обсуждении.
Сказки позволяют побывать на границе этого и другого мира – божественного, сказочного. Возвращаясь в реальный мир, человек несет в своем багаже знания, что побеждает добро и ясные помыслы, а дурные мысли мешают жить и приводят в недобрые места. Кроме того, на примере совместно сочиняемой сказки группой учащихся можно понять, кто какие роли в коллективе выполняет.
Музыкальная терапия применяется для снятия у обучающихся напряжения, избавления от усталости и агрессии.
Музыка подбирается по личным предпочтениям и музыкальным пристрастиям подростка. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают или активизируют.
Представители классической отечественной школы сходятся во мнении, что лучшая музыка для расслабления – классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах. В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут: Бах И.С. «Ария из сюиты №3», Шуберт «Аве - Мария», Вивальди «Зима» и т.д.
Помимо релаксационной музыки, следует слушать классическую музыку, активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть израсходованную энергию. К активизирующим музыкальным произведениям относятся творения Моцарта отрывки из оперы «Волшебная флейта», П. Чайковского вальсы из балетов, «На тройке» из времен года, М. Глинки «Романсы», Вивальди «Весна» и др. Самое главное – пропустить музыку через себя.
В процессе работы с конкретным учащимся необходимо составить схему применения музыкотерапии, что необходимо для наиболее правильного и эффективного выбора техник.
При работе с обучающимися могут применяться различные техники такие, как традиционные формы, «живая музыка», «музыкальные зарисовки», «самопознание через музыку», «диалоги на фортепиано».
Следует отметить, что применение методов социальной терапии в группе учащихся более эффективно, чем индивидуальная работа с каждым из них, так как позволяет удовлетворить такие потребности, как ощущение принадлежности, участия и приобщения к совместному опыту.
Педагогические наблюдения по созданию комфортных психологических условий для обучения и воспитания учащихся и развитию у них коммуникативности проводились в течение двух лет в группе обучающихся по профессии «Социальный работник». Для этого было проведено исследование в начале и в конце учебного года по специально разработанным тестам. Сравнение полученных результатов показало, что в конце года, в течение которого применялись методы социальной терапии, у учащихся возросли навыки толерантных отношений, сплоченность, коллективизм и самооценка будущих специалистов.
Анализ результатов работы с данными методами приводит к такому выводу, что почти все обучающиеся в разной степени овладевают навыками активного слушания, приобретают умения устанавливать эмоциональный контакт, контролируют свое поведение, высказывают и аргументируют свою точку зрения, строят гипотезы в отношении путей разрешения проблемных ситуаций.
Развитию у них умений и навыков способствуют такие социальные технологии как игровая терапия, сказкотерапия и музыкотерапия.
Игровая терапия – это система межличностных отношений между преподавателем и обучающимся с целью наиболее полного использования учащимся своего собственного «Я». Игровые методы могут применяться как с целью оказания первичной помощи учащимся, имеющим социальные проблемы, так и на протяжении всего обучения, для активизирования учебного процесса, стимулирования учащихся к самостоятельному применению знаний, поддержание интереса к изучаемому материалу.
Как правило, учащимся предлагаются деловые игры, нацеленные на решение производственных проблем, а также ролевые игры, которые помогают понять свои индивидуальные особенности и возможности, приобрести и закрепить полученные знания и навыки, общепринятые стандарты поведения.
Среди игровых технологий, используемых при работе с обучающимися по специальности «Социальный работник» можно выделить такие, как «Карусель», «Скучный рассказ», «Психологический портрет», «Обнять каждого», «Я – понимающий тебя».
Сказкотерапия направлена на активизацию ресурсов и внутреннего потенциала подростка. Это совместное с учащимся открытие тех знаний, которые живут в его душе и являются определяющими в данный момент. При применении данной технологии необходимо соблюдать одно условие, - каждому ребенку должна подбираться своя индивидуальная сказка.
Сам метод строится на следующих моментах: на осмыслении основных принципов сказкотерапии; на восприятии способов решения трудностей, которые применяются в сказках; на размышлении над сказками и их обсуждении.
Сказки позволяют побывать на границе этого и другого мира – божественного, сказочного. Возвращаясь в реальный мир, человек несет в своем багаже знания, что побеждает добро и ясные помыслы, а дурные мысли мешают жить и приводят в недобрые места. Кроме того, на примере совместно сочиняемой сказки группой учащихся можно понять, кто какие роли в коллективе выполняет.
Музыкальная терапия применяется для снятия у обучающихся напряжения, избавления от усталости и агрессии.
Музыка подбирается по личным предпочтениям и музыкальным пристрастиям подростка. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают или активизируют.
Представители классической отечественной школы сходятся во мнении, что лучшая музыка для расслабления – классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах. В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут: Бах И.С. «Ария из сюиты №3», Шуберт «Аве - Мария», Вивальди «Зима» и т.д.
Помимо релаксационной музыки, следует слушать классическую музыку, активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть израсходованную энергию. К активизирующим музыкальным произведениям относятся творения Моцарта отрывки из оперы «Волшебная флейта», П. Чайковского вальсы из балетов, «На тройке» из времен года, М. Глинки «Романсы», Вивальди «Весна» и др. Самое главное – пропустить музыку через себя.
В процессе работы с конкретным учащимся необходимо составить схему применения музыкотерапии, что необходимо для наиболее правильного и эффективного выбора техник.
При работе с обучающимися могут применяться различные техники такие, как традиционные формы, «живая музыка», «музыкальные зарисовки», «самопознание через музыку», «диалоги на фортепиано».
Следует отметить, что применение методов социальной терапии в группе учащихся более эффективно, чем индивидуальная работа с каждым из них, так как позволяет удовлетворить такие потребности, как ощущение принадлежности, участия и приобщения к совместному опыту.
Педагогические наблюдения по созданию комфортных психологических условий для обучения и воспитания учащихся и развитию у них коммуникативности проводились в течение двух лет в группе обучающихся по профессии «Социальный работник». Для этого было проведено исследование в начале и в конце учебного года по специально разработанным тестам. Сравнение полученных результатов показало, что в конце года, в течение которого применялись методы социальной терапии, у учащихся возросли навыки толерантных отношений, сплоченность, коллективизм и самооценка будущих специалистов.
Гробова Татьяна Михайловна
Преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО «ЧМТТ» в п. Октябрьский Пермского края
Преподаватель специальных дисциплин
ГБОУ СПО «ЧМТТ» в п. Октябрьский Пермского края
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: