Кроме классов социально-экономического и физико-математического направления, созданы несколько кадетских классов. И в тех, и в других коллективах очень важно не упустить воспитательные моменты. В связи с этим на уроках русского языка мы проводим тематические словарные диктанты. Причём тематика диктантов может быть совершенно разнообразной. Приведем лишь несколько примеров. Скажем, диктанты на тему воинского долга могут включать такие слова: лейтенант,контр-адмирал, генерал-майор, арьергард, кадетский корпус и т.д., и т.п.; диктанты на тему духовно-нравственного развития – благотворительность, честность, мораль, нравственность, воспитанность и др. Подобные диктанты обязательно должны сопровождаться лексической работой. Кроме того, создание текстов с использованием данных слов – один из интересных видов творческих заданий.
Следует обратить внимание на то, что в последнее время в нашей стране и в мире всё сильнее проявляется нездоровый интерес, особенно в молодёжной среде, к разного рода нацистским движениям. Эту тему ни в коем случае нельзя замалчивать. Поэтому мы достаточно часто работаем с текстами (именно такой вид работы наиболее популярен в последнее время), посвящёнными Великой Отечественной войне. Мы используем фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А. Шолохова, К.Воробьёва, А.Т. Твардовского и других авторов. Регулярно ученики выполняют речеведческие задания по данным текстам (определить тему, идею текста, высказать своё отношение к проблеме, поднимаемой автором, аргументировать свою точку зрения; привести примеры изобразительно-выразительных средств языка, характеризующих данные тип и стиль речи). Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях : с одной стороны, тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал, с другой – у ребят появляется возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической или современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики.
В качестве творческих заданий, учащимся предлагаются следующие темы для сочинений и устных монологических высказываний:
Следует обратить внимание на то, что в последнее время в нашей стране и в мире всё сильнее проявляется нездоровый интерес, особенно в молодёжной среде, к разного рода нацистским движениям. Эту тему ни в коем случае нельзя замалчивать. Поэтому мы достаточно часто работаем с текстами (именно такой вид работы наиболее популярен в последнее время), посвящёнными Великой Отечественной войне. Мы используем фрагменты произведений Е.И. Носова, М.А. Шолохова, К.Воробьёва, А.Т. Твардовского и других авторов. Регулярно ученики выполняют речеведческие задания по данным текстам (определить тему, идею текста, высказать своё отношение к проблеме, поднимаемой автором, аргументировать свою точку зрения; привести примеры изобразительно-выразительных средств языка, характеризующих данные тип и стиль речи). Таким образом, проводится работа сразу в нескольких направлениях : с одной стороны, тщательно повторяется и закрепляется теоретический материал, с другой – у ребят появляется возможность задуматься над общечеловеческими ценностями, ориентируясь на произведения классической или современной литературы, а также на лучшие примеры публицистики.
В качестве творческих заданий, учащимся предлагаются следующие темы для сочинений и устных монологических высказываний:
- Почему я люблю грузинские песни?
- Украинский борщ в русской печи.
- Грузинские мотивы в произведениях русских классиков.
- Как нам поделить Гоголя?
- Моя многонациональная семья.
- О чём мне могут рассказать фамилии моих одноклассников.
- Чем мне может помешать студент-иностранец?
- Национальная гордость и нацизм.
- Как я понимаю разницу между оккупантами и освободителями.
Эти и подобные «свободные» темы помогают школьникам реализовать свой творческий потенциал(некоторые ученики пробуют себя в качестве корреспондентов, авторов очерков, стихотворений), а также заставляют более пристально взглянуть на многие проблемы современной жизни. Следует заметить, что духовно-нравственное и патриотическое воспитание – не одномоментная работа, а долгий, кропотливый труд. На каждом уроке, при изучении любой темы необходимо обращать внимание на этот аспект воспитания гражданина. Например, изучая числительное, можно предложить подросткам задания такого плана: записать словами числа 1812, 1941, 1943, 1945, 1961 и т.д.( в формах Им., Тв., Пр. падежей) , ответить на вопросы: -Какое значение в истории нашей Родины имеют эти даты? - Какую(ие) дату(ы) вы бы добавили в этот ряд? - Найдите в учебнике истории или литературы предложение, в котором упоминаются эти даты и т.д. Задача современного педагога не только дать определённый багаж знаний в той или иной области, но и выполнить, как гласит ФГОС, основной «заказ общества, семьи и государства» – «воспитать высоконравственного, творческого, ответственного, компетентного гражданина Российской Федерации». Огромное поле деятельности в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания – это, конечно, уроки литературы. Произведения художественной литературы, в принципе, учат любви к ближнему, к своей стране, учат добру. Анализируя речь и поступки героев, мы так или иначе анализируем себя, свою роль в жизни общества. Никого не оставляют равнодушными (разумеется, при правильном подходе) образы гоголевских героев (и Акакий Акакиевич, и городничий, и Плюшкин), множество споров вызывают герои Пушкина и Лермонтова ( особенно Татьяна Ларина и Печорин). Но, как известно, в споре рождается истина. Именно в споре, а не в результате заучивания конспектов и статей. В этой связи очень важны и интересны бывают уроки-диспуты, например, на такие темы:
- Ставим «Шинель» Гоголя. Комедия или драма?
- Чичиковы процветают. Надо ли с этим бороться?
- Татьяна Ларина – «милый идеал»?
- Печорин – «герой» нашего времени?
- Если завтра война?
- Я в сорок втором…
Замечательно и то, что на уроках, в том числе и на уроках внеклассного чтения, можно не только обсудить те или иные произведения, но и посмотреть художественные фильмы с дальнейшим обсуждением. Литература неразрывно связана с историей, а говорить об огромном духовном наследии, о богатейшей культуре , об особенностях русского национального характера невозможно, не касаясь истории нашей страны. Здесь нам тоже помогают художественные фильмы, снятые по мотивам изучаемых произведений. Батальные сцены в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир», быт и нравы казаков в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», судьба человека в одноимённом рассказе М.А. Шолохова никогда не оставляют детей равнодушными. И всё-таки уроки литературы – это, прежде всего, живое слово учителя. Где-то три-четыре часа в четверть мы отдаём чтению рассказов о войне. Просто чтению, без анализа. Читает учитель. Особое внимание уделяем произведениям нашего земляка Е.И. Носова. Таким образом, в рамках уроков литературы рассказы «Немец в валенках», «Шопен. Соната № 2», повесть «Красно вино победы», фрагменты повести «Усвятские шлемоносцы» и др. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание совершенно необходимо гражданину Российской Федерации , следовательно вполне возможно сделать этот аспект жизни школьника его ненавязчивым и интересным на многих уроках и особенно на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы высшей категории
МДОУ «СОШ с УИОП № 52» г.Курска / Клименко О.В./ -2012-
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: