Мохова Наталья Владимировна, 02.10.2012 1

Целевой анализ урока-проекта


Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего, для самого учителя, дающего урок, так как формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Перед анализирующим урок, будь то завуч, директор школы, коллега или сам учитель, встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, такой, например, как урок – проект, как лучше анализировать его эффективность и качество?

Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Главной задачей для педагога, выбравшего такую форму урока, как урок – проект, становится, на наш взгляд, создание условий, при которых учащиеся:
  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, опираясь на приобретенный опыт;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения)
  • развивают умения презентации и самопрезентации.
Исходя из этого, цель анализа урока – проекта заключается в выявлении методов и приемов, применяемых учителем для организации деятельности учащихся на каждом этапе урока, которые приводят или не приводят к вышеперечисленным результатам.
Представляем вопросы для анализа урока – проекта.
  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Каково место данного урока в системе уроков – проектов (первый, последующий, форма урока применяется в системе)?
  2. Как соотносятся дидактические цели урока и уровень ЗУН учащихся? Какова взаимосвязь поставленных целей?
  3. Чем обусловлен выбор формы урока как урока – проекта?
  4. Как представлена тема учебного проекта, его цели; какие приемы, средства, методы использовались (словесные, наглядные, практические, проблемная ситуация и др.) для пробуждения интереса к теме?
  5. Насколько удалось учителю мобилизовать учащихся, какие методы и приемы мотивации использовались (ситуация новизны, эмоционально - нравственного переживания, самовыражения, ситуация успеха и др.)?
  6. Как организовано деление класса на группы (по интересам, прием игры, учет межличностных отношений, дифференцированный подход и т.п)?
  7. Какие приемы использует учитель для формирования умений и навыков проектирования (умение видеть проблему и ставить цель, планировать этапы, определять ресурсы, формы представления результатов, распределения ролей)?
  8. Насколько эффективно организован доступ к информации? Какие информационные ресурсы были представлены?
  9. Какие методы, приемы использовались педагогом для развития исследовательских умений у обучающихся?
  10. Организует ли педагог обсуждение способов преодоления возникающих трудностей (косвенные, наводящие вопросы, дифференцированная помощь и др.)?
  11. Проверялась ли степень понимания учениками нового материала, выявлялись ли типичные ошибки и затруднения? Каковы способы их устранения?
  12. Каков стиль общения учителя с учениками на уроке?
  13. Насколько умело педагог помогает выстраивать отношения внутри группы учащихся, между группами?
  14. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
  15. Проведен ли анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов? Даны ли критерии оценки результатов проекта (декларирование, обсуждение с учащимися, др.)?
  16. Насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки? Комментирует ли педагог оценку деятельности учащихся?
  17. Рационально ли распределено время на отдельные этапы урока?
  18. Какова степень самостоятельности, активности учащихся на разных этапах урока?
  19. Какова степень сформированности общеучебных и специальных умений учащихся по результатам урока (в стадии формирования, сформированы отдельные умения, сформирован весь комплекс, наблюдается прогресс, прогресса не видно)?
  20. Насколько успешно решены на уроке задачи обучения, воспитания и развития школьников?
Проведение урока в форме урока – проекта требует от учителя большой подготовки, концентрации внимания на всех этапах урока, умения разрешать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в ученической группе во время выполнения проекта, предвидеть трудности осуществления проекта и многое другое. Надеемся, что данные вопросы помогут учителю – руководителю проекта работать осмысленно, реализовывать свои замыслы, успешно овладеть педагогическим мастерством.
 
Мохова Наталья Владимировна, учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 150 г. Екатеринбурга 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 Larisa_Ionina • 20:24, 05.11.2012
Рада, что натолкнулась на Вашу статью. Только начинаю работать в качестве заместителя директора и испытываю трудности при анализе подобных уроков. Теперь у меня есть помощник - Ваша статья.
[Материал]