Екатерина Александровна Бахышова, 05.12.2012 1

Каким я вижу единый методический комплекс обучения одаренных детей в системе непрерывного образования в условиях Астраханской области


Задача данной работы: рассмотреть одну из систем комплексной работы с одаренными детьми в системе непрерывного образования в условиях Астраханской области


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Одним из приоритетов региональной образовательной политики является создание условий, стимулирующих рост личностных достижений воспитанников и учащихся.
В связи с этим одними из наиболее актуальных задач системы образования Астраханской области являются следующие:

  • разработать модель работы современной системы образования по выявлению, поддержке и развитию талантливых учащихся;
  •  отработать различные модели индивидуального образования талантливых учащихся на основе оптимального сочетания изучения общеобразовательных предметов с широким спектром дополнительного образования в здоровьесберегающей среде школы;
  • разработать систему необходимых условий, обеспечивающих преемственность поддержки и развития талантливых детей на различных стадиях обучения, в школьной, семейной и социальных средах;
  • обеспечить качественное повышение эффективности психологического, методического, педагогического, медицинского сопровождения активных форм развития талантливых учащихся (исследовательские, социальные, художественные проекты).

Задача данной работы: рассмотреть одну из систем комплексной работы с одаренными детьми в системе непрерывного образования в условиях Астраханской области

Какими критериями оценки эффективности системы работы с одаренными детьми пользуемся мы сегодня?

  1.  Доля одаренных обучающихся, победителей российских, международных, межрегиональных олимпиад, фестивалей, соревнований, конкурсов, смотров от числа одаренных обучающихся, принимавших в них участие.
  2.  Количество педагогов, работающих с одаренными детьми, принявших участие в работе российских, межрегиональных и международных конференций, семинаров, форумов, выставок по обмену опытом работы.
  3.  Количество обучающихся, получивших поощрения.

Чтобы иметь статистику с высокими показателями по перечисленным критериям, необходима эффективная управленческая система выявления и поддержки талантливых детей, а также система распространения передового педагогического опыта по работе с талантливой молодежью.
Вот один из возможных вариантов единого методического комплекса обучения одаренных детей в системе непрерывного образования в условиях Астраханской области:

Структура совершенствования работы одаренными детьми
Содержание деятельности: реализация концептуальных основ образования на разных этапах:
Дошкольный и младший школьный: создание единого образовательного пространства, обеспечивающего усвоение дошкольниками и младшими школьниками навыков творческого мышления, начальных навыков исследовательской работы, способствующего развитию творческого критического и абстрактно-логического мышления, способностей к исследовательской работе, способностей к самопознанию.
Задачи:

  •  разработка интегрированной программы дошкольного и младшего школьного образования по работе с одаренными детьми;
  •  мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

Содержание

  •  Творческие занятия по различным направлениям в системе дошкольного образования
  •  Проведение творческих, спортивных конкурсов
  •  Кружковая работа по предметам в начальном звене школы
  •  Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель
  •  Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей
  •  Участие 3-4-х кл. в школьной научной конференции с защитой учебных проектов
  •  Участие 3-4-х кл. в поисковой деятельности
  •  Участие в олимпиадах разного уровня
  •  Участие в городских соревнованиях
  •  Участие в творческих конкурсах разного уровня
  •  Участие в международных конкурсах – играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП» и т.д.
  •  Диагностирование, анкетирование, беседа с целью определения наклонностей детей, выявления творческого потенциала

Основная и средняя школа: создание единого образовательного поля в системе общего образования на основе интеграции предметов и дополнительного образования с целью диагностики одаренных школьников; раннего раскрытия интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности, углубленной подготовки к ней.
Задачи:

  1.  Разработка и реализация комплексной программы работы с одаренными детьми в Астраханской области.
  2. Создание управленческих подструктур в отделах по работе с молодежью при администрации Астраханской области и города Астрахани.
  3. Организация сотрудничества с профессорско-преподавательским составом вузов и научно-исследовательских институтов (КАСПНИИРХ, ВНИИОБ).
  4.  Организация районных, городских и областных конференций по методике работы с одаренными детьми.
  5.  Организация проектно-исследовательской работы среди обучающихся.
  6. Планирование и проведение выставок, детских научно-практических конференций различного уровня.
  7.  Привлечение неформальных молодежных объединений (например, «Союз активной молодежи») к занятиям спортом, творчеством, поисковой деятельностью.
  8.  Расширение образовательного пространства ученика средствами интеграции основного и дополнительного образования.
  9.  Организация временных неформальных групп по интересам (в каникулярный период).
  10.  Организация и проведение тематических коммунарских сборов различных уровней под кураторством отделов по работе с молодежью администрации Астраханской области и города Астрахани.
  11.  Организация и проведение выездных практических семинаров различных уровней для педагогов школ и системы дополнительного образования под кураторством отделов по работе с молодежью администрации Астраханской области и города Астрахани.
  12.  Укрепление сетевого взаимодействия учреждений общего, высшего и дополнительного образования.
  13.  Создание условий для творческого развития одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание

  •  Проведение занятий в рамках научных обществ в определенной области науки, искусства, техники и производства на уровне школ.
  •  Диагностирование, анкетирование, беседа с целью определения наклонностей детей, выявления творческого потенциала.
  •  Участие ребят в школьных, городских, региональных олимпиадах по различным областям знаний, участие в международных конкурсах – играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Кит», работа над проектами, защита рефератов на профильных экзаменах, а также участие в проведении предметных недель, декад, работе предметных секций ежегодных научно-практических конференциях.
  •  Организация и проведение встреч с творческой элитой города Астрахани.
  •  Привлечение обучающихся Астраханской области и города Астрахани к программе «Наши дети - будущее планеты» Международного общественного движения «Добрые дети мира».
  •  Выявление одаренных детей и представление достижений обучающихся на научно-практических конференциях в городе Обнинске в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
  •  Выступления с научными докладами на пленарных заседаниях НПК различных уровней преподавателей вузов с целью познакомить участников конференции с тем, какие научные направления являются приоритетными на сегодняшний день.
  •  Проведение фестивалей детского творчества (совместные проекты министерства образования и культуры АО).
  •  Консультационно- информационные встречи с руководителями ОУ, педагогами по вопросам работы с одаренными детьми.
  •  Создание и функционирование подростковых клубов спортивно-прикладного характера на базе МЧС, занятия на стадионе Пожарной части по ул. Белгородская.
  •  Создание электронной базы данных с целью интеграции опыта работы с одаренными детьми в единой сети ОУ.
  •  Организация работы летних школ юных математиков, спортсменов, экологов и др. на базе центров дополнительного творчества, ЭБЦ в пос. Мошаик.
  •  Организация и проведение тематических коммунарских сборов в загородных лагерях под руководством Комитета по делам молодежи Астраханской области и города Астрахани.
  •  Организация тематических смен в детских оздоровительных лагерях («Город мастеров», «Страна исследователей», «Союз юных спортсменов» и др.).
  •  Создание специализированных общеобразовательных школ при АГТУ, АГУ и др. вузов для обучающихся 8-11 классов.
  •  Создание информационных технологий, современных дистанционных форм занятий, телеконференций, online-лекций, форумов, мастерских с целью привлечения к творческой и поисковой деятельности обучающихся из отдаленных районов Астраханской области, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.
  •  Формирование единой персональной базы данных талантливой молодежи (по направлениям) в Астраханской области.

Результаты работы с одаренными детьми будут возможны только при создании единой интегрированной модели работы современной системы образования по выявлению, поддержке и развитию талантливых учащихся.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 zovaindia • 13:45, 02.04.2013
Интересная работа, я работаю с одаренными детьми и возьму на заметку для себя Ваш материал.
[Материал]