Люблю свой край,
Простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль, гонимый
Низовым ветром до утра,
Вокруг простор степи бескрайний,
Весь зеленеющий в цветах,
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах В.А.Иванов
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.
Чтобы действительно любить и гордиться своей родиной, нужно знать её! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника – это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким, какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом сложном мире.
К числу социальных ролей относятся: я – житель, я – работник, я – гражданин. Школьный уровень подготовки к освоению этих ролей предполагает применение новых подходов к изучению географии своей местности. Увеличение времени на изучение своего региона усиливает развивающий эффект географического образования. Региональный курс географии своего родного края должен не дублировать, а конкретизировать и дополнять содержание курса географии России.
Простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль, гонимый
Низовым ветром до утра,
Вокруг простор степи бескрайний,
Весь зеленеющий в цветах,
И аромат необычайный
В глубоких тает небесах В.А.Иванов
Любовь к Отечеству всегда определяется степенью любви к родной стороне… У каждого человека на земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он не родился, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.
Чтобы действительно любить и гордиться своей родиной, нужно знать её! Создание образа своего родного края, воспитание любви к окружающей местности, формирование гражданской позиции школьника – это одна из основных задач учителя географии. Именно география помогает учащимся увидеть мир таким, какой он есть, сделать правильный выбор жизненного пути в этом сложном мире.
К числу социальных ролей относятся: я – житель, я – работник, я – гражданин. Школьный уровень подготовки к освоению этих ролей предполагает применение новых подходов к изучению географии своей местности. Увеличение времени на изучение своего региона усиливает развивающий эффект географического образования. Региональный курс географии своего родного края должен не дублировать, а конкретизировать и дополнять содержание курса географии России.
В концепции школьного географического образования заложены 6 принципов - демократизации, гуманизации, интеграции, отбора и генерализации, дифференциации и регионализации. Эти принципы дают возможность более полно учитывать региональные, этнические, социально - экономические и другие особенности отдельных частей нашей страны. Это позволяет создать образ территории, воспитывает у учащихся эстетическое восприятие окружающего мира. Региональный компонент дает школьникам более полное представление о природе, физико – экономико – географических условиях родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины. Хорошее знание географических особенностей своего края – важнейший элемент географической картины мира, формирование которой – главная образовательная цель современной школы.
Изучение регионального компонента предусматривает 3 уровня: областной, районный и местный (локальный). Планируя работу с учащимися 6-9 классов, учитель определяет регионально- значимые данные и, вводя их в курс школьной географии, усиливает тем самым федеральный компонент, обеспечивая его лучшее усвоение; определяет тематику и план проведения практических работ, как в классе, так и на местности. Региональное образование реализуется через УМК разных типов, что ориентирует на разнообразие методического обеспечения регионального образования.
В состав модуля «Региональный компонент» программ по географии 6-9 класс входят следующие вопросы:
Изучение регионального компонента предусматривает 3 уровня: областной, районный и местный (локальный). Планируя работу с учащимися 6-9 классов, учитель определяет регионально- значимые данные и, вводя их в курс школьной географии, усиливает тем самым федеральный компонент, обеспечивая его лучшее усвоение; определяет тематику и план проведения практических работ, как в классе, так и на местности. Региональное образование реализуется через УМК разных типов, что ориентирует на разнообразие методического обеспечения регионального образования.
В состав модуля «Региональный компонент» программ по географии 6-9 класс входят следующие вопросы:
- ГП территории
- История освоения территории
- Природно-ресурсный потенциал территории
- Социально-демографический потенциал территории
- Хозяйственный потенциал территории
- Географическое разделение труда
Блочное построение программы создает условия для преемственного изучения регионального курса с основным базовым, способствует последовательному формированию основных понятий, умений и навыков и их поэтапному обобщению, начиная с курса физической географии(6 класс), где учащиеся знакомятся с природой и населением своей местности и заканчивая изучением хозяйства и ролью своей области в экономике страны (9 класс).
Цели регионального курса:
Цели регионального курса:
- Формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства Ростовской области;
- Воспитание человека данной территории, духовно связанного с ней, знающего и понимающего её проблемы, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным, значимым в своем регионе;
- Развитие и закрепление навыков адаптации и социально -
ответственного поведения в географическом пространстве своего
региона.
Основные задачи регионального курса:
региона.
Основные задачи регионального курса:
- сформировать географический образ Ростовской области на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов природы, населения и хозяйства;
- развить представление о Ростовской области как о географическом регионе, где локализуются и развивают как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать условия для овладения учащимися навыками самостоятельной практической работы с источниками географической информации, как традиционными, так и современными (компьютерными), а так же прогностическими, природоохранными, поведенческими умениями;
- расширить географические и экологические знания учащихся о ближайшей среде обитания и связи с ней человека для вовлечения школьников в решение проблем окружающей действительности, адаптации к условиям современной рыночной экономики и воспитания у них любви к Родине, своему родному краю;
- развивать гибкость мышления и поведения как необходимого условия непрерывного общего и профессионального образования и самообразования, требующих в условиях установления рыночной экономики и увеличивающейся наукоемкости производства.
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ
курса географии в основной школе
Класс Тема, раздел Регионально- значимые знания
6 класс План и карта Ориентирование в черте города, определение географических координат г. Новочеркасска
6 класс Тема «Литосфера» Полезные ископаемые области и города, рельеф области
6 класс Тема «Гидросфера. Воды суши» Подземные воды, их использование и охрана в нашем районе, бассейн реки Дон, водораздел реки Дон, питание и уровень рек, озера – блюдца и озера – старицы, пруды, оросительные каналы, охрана вод. Экологическая обстановка в реках области.
6 класс Тема «Атмосфера» Годовой ход температуры г. Новочеркасска, «роза ветров» и преобладающий ветер, среднегодовое коли¬чество осадков, «полюса холода и жары», факторы, влияющие на климат нашей местности, примеры загрязнения атмосферы в районе
6 класс Взаимосвязи компонентов природы Природный комплекс г.Новочеркасска, из¬менение природного комплекса нашей местности под влиянием деятельности человека, охрана окружающей природы, заказники и заповедники области.
6 класс. Организмы на Земле Почвы, растительный и животный мир нашей области, взаимосвязь распространения живых организмов от типа почв.
6 класс Население Земли История возникновения г.Новочеркасска, народы и нации, проживающие в нашей области.
7 класс. Атмосфера и климаты Земли. Западные ветры умеренных широт, их влияние на климат нашего района Умеренные ВМ, их влияние на климат нашей местности
7 класс Внутренние воды Ев¬разии Характеристика р. Дон
7 класс Природные зоны Ев-разии Степи - природная зона, в которой расположена наша область.
8 класс 1 . Восточно-Европейская равнина 2. Природа Ростовской области 3. Природа регионов России. Географическое положение. Природная среда обитания. Полезные ископаемые области. Климат и внутренние воды района Почвы, растительный и животный мир. Природно-территориальный комплекс; антропогенный ландшафт области и города.
9 класс Северо-Кавказский экономический район. Ростовская область. Население.
История заселения г.Новочеркасска.
Численность населения в городе.
Общая характеристика экономики области. Перспективы развития. Ведущие отрасли хозяйства.
Экскурсия на предприятия города. Итоговый урок: игра «Путешествие по родному краю»
География – комплексная дисциплина, которая дает возможность показать уникальность любого уголка земного шара, используя при этом знания очень многих наук. Если положить эти знания на территории (поверхность Земли), то они могут получить совершенно иное звучание, а значит, и приобрести новое качество. В этом и состоит особое положение географии среди предметов, изучаемых в школе.
Введение регионального компонента в государственные стандарты общего образования и более глубокое изучение своего родного края особенно значимо для Ростовской области, так как данная территория, входящая в состав ЮФО, имеет важное экономико-политическое значение для России в целом, отражая при этом национально-региональные особенности Донского края, как приграничной территории рядом с «горячими точками» России.
Национально - региональный компонент географического образования
Учитель географии МОУ СОШ №24 г.Новочеркасска Т.В.Овсянкина
Учитель географии МОУ СОШ №24 г.Новочеркасска Т.В.Овсянкина
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: