Вербич Марина Владимировна,
29.07.2013 1
Инновационные образовательные технологии и творческий подход на уроках литературы и русского языка
Воспитывает ребенка каждая минута жизни и
каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается.
В.А.Сухомлинский
В свете развивающихся новых представлений о личностной ориентации обучения активизация учебной деятельности обучающихся предстает как процесс индивидуального воздействия средств активизации на формирование личности учащихся с целью интенсификации их усилий для решения задач обучения, воспитания и развития. Особое место в данном процессе отведено гуманитарным дисциплинам, в частности урокам литературы и русского языка, позволяющим сформировать высококвалифицированных специалистов, которые обладают не только профессиональными знаниями и навыками, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.
Современная психолого-педагогическая литература содержит описание многочисленных педагогических технологий, форм, методов, приемов, по-разному организующих взаимодействие преподавателей и учащихся, направленное не только на усвоение учащимися изучаемого материала, но и на развитие у них различных психоаспектов, т.е. мышления, интеллекта, целеполагания и др.
Для реализации данных задач на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие эффективные методы и приемы:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими:
каждый уголок земли, каждый человек, с которым
формирующаяся личность соприкасается.
В.А.Сухомлинский
В свете развивающихся новых представлений о личностной ориентации обучения активизация учебной деятельности обучающихся предстает как процесс индивидуального воздействия средств активизации на формирование личности учащихся с целью интенсификации их усилий для решения задач обучения, воспитания и развития. Особое место в данном процессе отведено гуманитарным дисциплинам, в частности урокам литературы и русского языка, позволяющим сформировать высококвалифицированных специалистов, которые обладают не только профессиональными знаниями и навыками, но и интеллектуальным, духовным потенциалом.
Современная психолого-педагогическая литература содержит описание многочисленных педагогических технологий, форм, методов, приемов, по-разному организующих взаимодействие преподавателей и учащихся, направленное не только на усвоение учащимися изучаемого материала, но и на развитие у них различных психоаспектов, т.е. мышления, интеллекта, целеполагания и др.
Для реализации данных задач на своих уроках литературы и русского языка я применяю следующие эффективные методы и приемы:
1.Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, ребус, загадка, музыкальная заставка, видеофрагмент и др.).
2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.
Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках, могут быть такими:
- ситуация несоответствия;
- ситуация конфликта;
- ситуация неожиданности;
- ситуация выбора;
- ситуация предположения.
Например, на уроке-практикуме, который строится на основе диалога с автором произведения, критиками, другими читателями, литературоведами, по теме «Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева» рассматриваем проблему нигилизма с рассуждения об образе Базарова и влиянии убеждений на судьбу человека.
Для наиболее активных участников диалога попытка разрешения проблемной ситуации, смоделируемой практикумом, станет импульсом обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности в области литературоведения, филологии, философии.
3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала, содержащего немало информации.
5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или сменного состава).
Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Микроскоп», «Срезал» ставим следующие цели: выявление идейно-тематического своеобразия произведения, особенности просторечия в языке не очень образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции героев через оценочные реплики и афоризмы.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», методы проектов.
При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «Русские имена: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Из истории русской письменности».
Творческие проекты «Литературные места Санкт-Петербурга», «Усадьбы и музеи писателей России» могут быть представлены в виде альбома или красочной папки-раскладушки.
Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Неологизмы в журнальных рубриках», «Языковые курьезы на телевидении», «Современная жаргонная речь на страницах газет».
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Мною и самими учащимися составляются предложения или целый текст, содержащий фактологические ошибки, или используется подборка материала собственных сочинений или письменных работ по темам «Лексические ошибки», «Типология речевых ошибок».
Эффективным диагностическим материалом является упражнение на составление синквейна по изучаемому вопросу, т.к. позволяет увидеть в целом уровень усвоения учащимися материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личное восприятие.
7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, урок-конкурс).
8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты ( ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций).
Актерские роли представлены в художественных текстах, учащиеся становятся героями, персонажами. На традиционных уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются. Выбор героя, способ репродукции или импровизации – условие и результат самовыражения в учебном процессе. Дидактические игры «Верю – не верю», «Морской бой» и др. активизируют мыслительную деятельность и дают большой эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих способностей учащихся, формируют демократический стиль общения преподавателя и учащихся.
9. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического, графического) или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания, олимпиада, викторины.
Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В педагогическом процессе личность преподавателя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования и социального заказа общества.
Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Использованная литература:
Для наиболее активных участников диалога попытка разрешения проблемной ситуации, смоделируемой практикумом, станет импульсом обращения к иным книжным и электронным источникам информации по проблеме, выходу в открытое информационное пространство в поисках аргументов и доказательств, к расширению и углублению проблемы, к исследовательской деятельности в области литературоведения, филологии, философии.
3. Использование видео и компьютерной наглядности (создание слайдов для презентации и иллюстрирования информационного и учебного материала), доклады, рефераты.
4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем, таблиц, опорных конспектов, которые являются хорошими помощниками при изучении нового материала, содержащего немало информации.
5. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного или сменного состава).
Так на уроках при изучении рассказов В.М. Шукшина «Микроскоп», «Срезал» ставим следующие цели: выявление идейно-тематического своеобразия произведения, особенности просторечия в языке не очень образованного жителя провинции. При изучении пьесы А.М. Горького «На дне» выясняем взаимосвязь речевой характеристики и жизненной позиции героев через оценочные реплики и афоризмы.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «Брейн-ринг», «Мозговой штурм», «Интервью с различными персонажами», методы проектов.
При работе над информационным проектом учащиеся собирают информацию о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления аудитории для обсуждения. Например, «Русские имена: история и современность», «SMS как новый речевой жанр», «Из истории русской письменности».
Творческие проекты «Литературные места Санкт-Петербурга», «Усадьбы и музеи писателей России» могут быть представлены в виде альбома или красочной папки-раскладушки.
Исследовательский проект по русскому языку по структуре – научное исследование и может включать социологический опрос, лабораторный эксперимент, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Например, «Неологизмы в журнальных рубриках», «Языковые курьезы на телевидении», «Современная жаргонная речь на страницах газет».
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Мною и самими учащимися составляются предложения или целый текст, содержащий фактологические ошибки, или используется подборка материала собственных сочинений или письменных работ по темам «Лексические ошибки», «Типология речевых ошибок».
Эффективным диагностическим материалом является упражнение на составление синквейна по изучаемому вопросу, т.к. позволяет увидеть в целом уровень усвоения учащимися материала, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личное восприятие.
7. Выполнение заданий творческого характера (написание эссе, лингвистической сказки, создание сюжета видеофильма, кроссворда, небольшой фотовыставки, ребуса, урок-конкурс).
8. Игры, инсценирование, игровые фрагменты ( ролевые игры на уроках русского языка удачны при составлении и разборе предложений, когда учащиеся выступают в роли частей речи или знаков препинания, синтаксических конструкций).
Актерские роли представлены в художественных текстах, учащиеся становятся героями, персонажами. На традиционных уроках учащиеся рассказывают о них, а на ролевых – в них перевоплощаются. Выбор героя, способ репродукции или импровизации – условие и результат самовыражения в учебном процессе. Дидактические игры «Верю – не верю», «Морской бой» и др. активизируют мыслительную деятельность и дают большой эффект при усвоении материала, создают условия для развития творческих способностей учащихся, формируют демократический стиль общения преподавателя и учащихся.
9. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, хронологического, графического) или учебной встречи с элементами соревнования, тестовые задания, олимпиада, викторины.
Инновационные образовательные технологии прочно входят в нашу жизнь. Внедрение таких новаций на уроках литературы и русского языка требуют осторожности и продуманности, поскольку эти предметы имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта. Главное в этом деле не потерять ответственность преподавателя за формирование мировоззренческих установок учащегося, за духовную и нравственную составляющую образовательного процесса, которая возможна только на уровне взаимодействия преподавателя и обучающегося.
В педагогическом процессе личность преподавателя была и остается тем уникальным фактором, без которого невозможно достижение успеха. Эффективность той или другой технологии во многом зависит от того, кто конкретно будет воплощать данные подходы в педагогической практике. Потому-то и должна быть разработана своеобразная палитра педтехнологий, чтобы преподаватель мог реализовать ту, которая более всего соответствует его личности, его индивидуальности с учетом основной задачи образования и социального заказа общества.
Таким образом, использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.
Использованная литература:
- Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация. Педагогика. 2003 № 10
- Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. Учебное пособие для студентов высших учеб.заведений.М.2004
- Ермолаев М.Г. Игра в образовательном процессе. Метод.пособие.Каро.2008
Вербич М.В., преподаватель литературы и русского языка высшей квалификационной категории ГБОУ НПО СПб Реставрационно-художественного профессионального лицея
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Комментарии: