Цель моей педагогической деятельности: создать условия для развития компетентностей посредством внедрения в образовательный процесс педагогических технологий, основанных на личностно-ориентированном обучении, а также технологий, формирующих универсальные учебные действия учащихся.
Поставленная цель реализуется через комплекс задач:
- учить мыслить логично, научно, творчески;
- сделать учебный материал более интересным и доступным для учащихся;
- развивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке;
- содействовать формированию прочных знаний (так как сведения, полученные самостоятельно, прочно сохраняются в памяти);
- способствовать формированию уверенности в своих силах;
- формировать и развивать положительное отношение к химии не только как к школьному предмету, но и науке в целом.
Система моей работы состоит из трех этапов, с четко ориентированными целями на каждом этапе.
Первый этап (первый год обучения предмету) – 8 класс
Цель моей работы на данном этапе — привитие интереса к предмету, формирование мотивации, выявление индивидуальных способностей к предмету. Работа на первом этапе основана на проведении нестандартных уроков с использованием игровых технологий.
На уроках использую игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические. По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, дидактические игры. Учащиеся с удовольствием решают кроссворды, разгадывают ребусы, загадки, погружаются в мир химических сказок.
Таким образом, на первом этапе работы с использованием игровых технологий формируются учебно-познавательные, коммуникативные компетенции и ценностно-смысловые компетенции. Таким образом, на первом этапе большое внимание уделяю развитию стимульно-мотивационного компонента педагогической системы.
Второй этап (второй и третий год обучения) — 9-10 классы
Цель работы на данном этапе — формирование прочного фундамента знаний по предмету, доказательство учащимся значимости глубокого познания предмета. Считаю, что когда привит интерес к предмету, есть мотивация у ребенка, то несложно достичь целей второго этапа действий. Работая по своей системе, на втором этапе активно использую элементы трех основных технологий: уровневой дифференциации, проблемного обучения и ТРИЗ-технологию. Большое значение придаю формированию грамотной химической речи. Приемы «Договори, исправь, перефразируй, найди опечатку, корректируй» и т. д. развивают речь. На данном этапе особое значение уделяю содержанию материала, т.е. содержательному компоненту системы. Подача материала определяется государственным образовательным стандартом. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию. Анализирую программу и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать соответствующую технологию. На данном этапе считаю целесообразным применение элементов уровневой дифференциации и проведение уроков с групповой формой работы.
При групповой форме работы использую карточки-путеводители (карты индивидуального теоретического или практического маршрута); дифференцированные задания в виде тестового контроля (варианты минимального, общего, высокого и продвинутого уровня); много вариаций самостоятельной работы (по четырем уровням сложности) на выбор учащихся. Для написания контрольных работ для слабых учащихся разработала «Карты-памятки», таким образом практически нет двоек за контрольные работы. Считаю, что данная форма работы позволяет выработать ряд компетенций: общекультурные, информационные, компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. А также способствует формированию регулятивных и познавательных УУД.
Третий этап ( четвертый год обучения) – 11 класс
Цель работы на данном этапе – подготовка к ЕГЭ как одно из условий формирования современной модели выпускника.
Работая по своей системе, на третьем этапе использую тестовые технологии, способствующие формированию информационной компетентности (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем).
Мною составлены тесты по различным темам, разделам. Сотрудничаю с Учительским журналом – онлайн И.Г. «Основа». Размещаю на сайте авторские тематические тесты, использую тесты, составленные коллегами. Работая по тестовой технологии, уроки провожу с применением ИКТ. На этих уроках отвожу себе роль не как носитель или источник знаний, а как координатор-консультант. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, Интернета, новых средств обучения. Задача моя как учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с их умением использовать компьютер. Кроме выше изложенного, реализацию личностно-ориентированного обучения осуществляю на основе применения проектной технологии. Учащиеся под руководством учителя выбирают темы проектов, отбирают материал, проводят собственные исследования, делают выводы.
Таким образом, на первом этапе я — источник информации и главная фигура на уроке, на втором этапе, работая в группах, происходит сотрудничество, моя роль контролировать, привлекать, направлять, и на третьем этапе моя роль сводится только к подборке материала, контролю и корректировке знаний.
В моей системе формами организации учебного процесса являются урочная и внеурочная форма. Нестандартные формы проведения уроков, с применением педагогических технологий, привлекают внимание учащихся, повышают их интерес к предмету и, как следствие, способствуют лучшему усвоению материала. Внеурочная работа (элективный курс «Химия и медицина») позволяет расширить знания учащихся по предмету, осуществлять связь с жизнью, способствует профессиональному становлению.
Работая по своей системе, четко вижу результаты. В результате анкетирования, проведенного заместителем директора школы в апреле 2009 года, предмет "химия" имел первое место как самый интересный в школе предмет.
(68% учащихся 8 класса на вопрос "Какой предмет самый интересный в школе?" ответили – химия; 54% учащихся на вопрос «На какой урок ты идешь с желанием?» ответили – на химию).
Из моей беседы с учащимися 8 класса по вопросам организации выполнения домашнего задания по химии я сделала ряд выводов:
- домашнее задание стараются сделать все самостоятельно (только некоторые списывают у других)
- домашнее задание выполняют в день проведенного урока
- сильные учащиеся на переменах объясняют домашнее задание тем, кто его не смог сделать.
Таким образом, для себя я сделала вывод, что интерес к предмету на первом этапе моей работы действительно закладывается высокий, но остается ли он на долго, ответ можно дать, проанализировав результаты работы на втором этапе. Рост числа участников и призеров олимпиад, лауреатов НОУ — все это доказывает наличие знаний по предмету.
Считаю систему приемлемой, потому что вся наша работа направлена сейчас на конечный результат — формирование компетентностей учащихся. Пройдя через все три этапа, учащийся постепенно обретает их и становится образованной личностью. Более того, я уверена в том, что когда на первом этапе привит интерес к предмету, а на втором заложен прочный фундамент знаний, то третий (основной) этап не вызовет никаких затруднений. При этом можно добиться достаточно хорошего конечного результата. Средний балл по результатам ЕГЭ ежегодно выше регионального.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.