Светлана Николаевна Горянова, 02.04.2014 1

Дифференцированный подход при составлении домашних заданий для учеников


Как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика? Как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя успешным? Ответить на эти вопросы позволяет дифференцированный подход в обучении, позволяющий более активно использовать потенциальные возможности учащихся, в том числе на этапе подготовки домашнего задания.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют создать условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.

Разноуровневая дифференциация широко применяется на разных этапах урока, но, в данной статье особое внимание хотелось бы уделить именно этапу подготовки домашнего задания.

Объем домашнего задания

Вопрос о домашнем задании занимает одно из главных мест в процессе обучения и воспитания учащихся. Всем известно, что объем домашней письменной работы не должен превышать третьей части работы, выполненной в классе.

Что дают дифференцированные домашние задания?

Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся.

Интерсные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием

Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней.

  • Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику.
  • Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет.
  • Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой.

Например, для учащихся второй группы в 5 классе предлагается составить опорную таблицу по данной теме, и лучший вариант — распечатать ее на всех учеников. Или же выписать примеры изучаемой орфрограммы или пунктограммы в произведении, которое в данный момент изучается в классе. Также для второй группы можно предложить задание составить грамматическую сказку о возникновении изучаемой орфограммы или пунктограммы, а лучшие варианты опубликовать в школьном сборнике (или в классном уголке). На последующих уроках учащиеся могут отвечать теорию с помощью собственных сказок.

Ну а третий уровень — лингвистический, становится доступным только тем, кто, успешно овладев первыми двумя уровнями, имеют потребность в саморазвитии и к самостоятельному изучению языка. Задания могут носить следующий характер:

  • сопоставить грамматические особенности слова в русском и других изучаемых языках;
  • рассказать об истории происхождения или словообразования того или иного слова, фразеологизма.

Это значительно обогащает словарь учащихся, делает употребление лексики более осмысленным и является составной частью подготовки к ГИА и к ЕГЭ.

Ученикам старших классов на третьем уровне можно предложить:

  • написать сочинение, используя как можно больше слов изучаемой части речи или слов с изучаемой орфограммой;
  • составить тест по пройденной теме для одноклассников;
  • составить памятки, необходимые при выполнении домашнего задания по изучаемым правилам.

Дети с большим интересом выполняют такие задания.

Таким образом, дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Главная цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных способностей личности, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, реализовать свой личностный потенциал. Именно данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.


Литература:
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х т. М: НИИ школьных технологий, 2006 г. — 816 стр.
2. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие. — Пермь: ПРИПИТ, 2008. — 148 стр.

Читайте также:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Светлана Николаевна, спасибо за публикацию статьи. Достаточно интересный подход к дифференциации домашних заданий. Скажите, а классные задания вы по такой же схеме разбиваете?
[Материал]