Дифференцированный подход при составлении домашних заданий для учеников
Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют создать условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Разноуровневая дифференциация широко применяется на разных этапах урока, но, в данной статье особое внимание хотелось бы уделить именно этапу подготовки домашнего задания.
Объем домашнего задания
Вопрос о домашнем задании занимает одно из главных мест в процессе обучения и воспитания учащихся. Всем известно, что объем домашней письменной работы не должен превышать третьей части работы, выполненной в классе.
Что дают дифференцированные домашние задания?
Дифференциация домашних заданий способствует, с одной стороны, устранению перегрузки учащихся домашней работой, с другой, помогает проявить те или иные способности каждому учащемуся.
Интерсные и посильные домашние задания дети делают с удовольствием
Учитель одновременно дает домашнее задание трех уровней.
- Первый уровень — обязательный минимум, который должен быть понятен и по силам любому ученику.
- Второй уровень — тренировочный. Его выполняют ученики, которые без особой трудности осваивают программу и хорошо знают предмет.
- Третий уровень используется учителем в зависимости от темы урока и уровня подготовленности учеников. Чаще всего, это творческое задание, которое стимулируется высокой оценкой.
Например, для учащихся второй группы в 5 классе предлагается составить опорную таблицу по данной теме, и лучший вариант — распечатать ее на всех учеников. Или же выписать примеры изучаемой орфрограммы или пунктограммы в произведении, которое в данный момент изучается в классе. Также для второй группы можно предложить задание составить грамматическую сказку о возникновении изучаемой орфограммы или пунктограммы, а лучшие варианты опубликовать в школьном сборнике (или в классном уголке). На последующих уроках учащиеся могут отвечать теорию с помощью собственных сказок.
Ну а третий уровень — лингвистический, становится доступным только тем, кто, успешно овладев первыми двумя уровнями, имеют потребность в саморазвитии и к самостоятельному изучению языка. Задания могут носить следующий характер:
- сопоставить грамматические особенности слова в русском и других изучаемых языках;
- рассказать об истории происхождения или словообразования того или иного слова, фразеологизма.
Это значительно обогащает словарь учащихся, делает употребление лексики более осмысленным и является составной частью подготовки к ГИА и к ЕГЭ.
Ученикам старших классов на третьем уровне можно предложить:
- написать сочинение, используя как можно больше слов изучаемой части речи или слов с изучаемой орфограммой;
- составить тест по пройденной теме для одноклассников;
- составить памятки, необходимые при выполнении домашнего задания по изучаемым правилам.
Дети с большим интересом выполняют такие задания.
Таким образом, дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития личности ребенка. Главная цель дифференцированного обучения — организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных способностей личности, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие, реализовать свой личностный потенциал. Именно данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Литература:
1. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х т. М: НИИ школьных технологий, 2006 г. — 816 стр.
2. Юнина Е.А. Новые педагогические технологии : учебно-методическое пособие. — Пермь: ПРИПИТ, 2008. — 148 стр.
Читайте также:
- Шесть секретов подготовки домашнего задания, которое будут делать ученики
- Как проверить домашнее задание: несколько интересных способов
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.