Бойкова Ольга Александровна, 04.06.2014 1

Использование ИКТ на уроках математики


Математика - наука, созданная нашей цивилизацией и сопровождающая ее на всех этапах развития. Почти вся современная наука: физика и химия, биология и экономика, лингвистика и социология не только использует математические методы, но и строится по математическим законам. Путь в современную науку и технику, просто в современную жизнь лежит через математику. В связи с этим важнейшей задачей математического образования является развитие и воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления, эвристическое (творческое) мышление, научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, развить воображение и интуицию, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения. Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Сегодня в мире возникло много новых профессий, много новых видов человеческой деятельности и поэтому совершенствование математического образования личности в современных условиях должно включать в себя обучение компьютерным технологиям и современным информационным возможностям.

Мир современных информационных технологий существенно изменяет мироощущение человека и его статус в современном обществе. Без информации ничто не имеет смысла. При осуществлении перехода к «информационному» обществу, задача качественного образования - научить ученика по-новому относиться к информации, формировать и развивать умения оперировать ею. Сегодняшний выпускник должен обладать высокой информационной мобильностью, компетентностью, необходимой ему для успешной жизни в «информационном» обществе. Отсюда перед учителями стоит задача индивидуализации образовательного процесса, выбора наиболее подходящих и эффективных образовательных программ и маршрутов, создание каждому ученику наиболее благоприятных условий для развития и социализации.

Информационные технологии в обучении при этом способны помочь решить эту задачу. Они усиливают процесс индивидуализации, тем самым создают принципиально новую ситуацию в обучении. Учителю предоставляется возможность воплотить в жизнь принцип, сформулированный Я. А. Коменским: «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой». В современной практике преподавания математики эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика.

К таким технологиям относится проектная технология. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, а также способствует формированию и далее развитию мотивации обучения. Исходя из опыта работы моих старших коллег в школе, метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися. В организации проектной деятельности на уроках математики я использую прежде всего компьютерно-информационные технологии.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. При этом происходит расширение базовых составляющих учебно-методического комплекса дисциплины: бумажные носители (учебник, учебное пособие, методические рекомендации и т.д.) дополняются CD, видео-, аудио-кассетами, телекоммуникационными средствами сети Интернет (чат, веб-сайты, веб-форумы, телеконференции).

Исходя из нашего опыта использования ИКТ на уроках математического цикла, можно сделать выводы, что эффективное использование компьютера позволяет:

  • тестировать качество усвоения материала по данной теме, при этом достигается эффект быстрой обратной связи;
  • тренировать и отрабатывать элементарные умения и навыки после изучения темы и достигать оптимального темпа работы ученика;
  • способствовать процессу самообучения учащихся, самостоятельной работе с различными источниками информации и базами данных, т.е. развивать их познавательный интерес;
  • дифференцировать процесс обучения, помогать в работе с отстающими учащимися, т.к. компьютер значительно повышает интерес к процессу обучения;
  • иллюстрировать графически изучаемый материал (например, в плоскости, при решении задач на построение; в пространстве, при построении сечений объёмных фигур);
  • демонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты, чёткие образцы оформления решений;
  • интегрировать математику с другими науками, что позволяет изучить большее количество материала на уроке, рационально использовать учебное время;
  • изучать объекты и явления в реальном времени;
  • проводить виртуальные лабораторные работы;
  • моделировать, строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей и на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием мультимедиа технологий;
  • виртуализировать процесс преподавания материала через дистанционное обучение, тем самым выходить за рамки школы;
  • оптимизировать расчёты.

По моему мнению и моим наблюдениям, результатом эффективного использования компьютерных средств обучения на уроках математики являются:

  • увеличение активности учащихся (ученики начинают использовать домашний ПК для самостоятельного изучения математики);
  • замена традиционного контроля знаний результатами работы над проектом;
  • повышение эффективности обучения, т.к. соревнования и конкуренция заменяются кооперированием, сотрудничеством, умением работать в группе;
  • поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению всеми учащимися разного материала в зависимости от собственных интересов, уровня имеющегося культурного, социального опыта и знаний в исследуемой области.

Учитель при этом обеспечивает:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
  • практическую ориентацию образовательного процесса с введение интерактивных деятельностных компонентов;
  • формирование единого образовательного пространства дисциплин школьного курса (современный подход к научным исследованиям);
  • способность к формированию творческого подхода в деятельности (активизация самостоятельности и ответственности);
  • завершение самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Использование информационных технологий в совокупности с проектным методом обучения помогают мне достигать необходимого уровня качества обучения математике, индивидуализации и дифференциации процесса образования.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Alexey170 • 01:08, 03.10.2014
Согласен, если только позволяет оборудование
[Материал]