Сегодня в мире возникло много новых профессий, много новых видов человеческой деятельности и поэтому совершенствование математического образования личности в современных условиях должно включать в себя обучение компьютерным технологиям и современным информационным возможностям.
Мир современных информационных технологий существенно изменяет мироощущение человека и его статус в современном обществе. Без информации ничто не имеет смысла. При осуществлении перехода к «информационному» обществу, задача качественного образования - научить ученика по-новому относиться к информации, формировать и развивать умения оперировать ею. Сегодняшний выпускник должен обладать высокой информационной мобильностью, компетентностью, необходимой ему для успешной жизни в «информационном» обществе. Отсюда перед учителями стоит задача индивидуализации образовательного процесса, выбора наиболее подходящих и эффективных образовательных программ и маршрутов, создание каждому ученику наиболее благоприятных условий для развития и социализации.
Информационные технологии в обучении при этом способны помочь решить эту задачу. Они усиливают процесс индивидуализации, тем самым создают принципиально новую ситуацию в обучении. Учителю предоставляется возможность воплотить в жизнь принцип, сформулированный Я. А. Коменским: «Учащемуся положено работать, учителю – руководить этой работой». В современной практике преподавания математики эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика.
К таким технологиям относится проектная технология. Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, а также способствует формированию и далее развитию мотивации обучения. Исходя из опыта работы моих старших коллег в школе, метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися. В организации проектной деятельности на уроках математики я использую прежде всего компьютерно-информационные технологии.
Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. При этом происходит расширение базовых составляющих учебно-методического комплекса дисциплины: бумажные носители (учебник, учебное пособие, методические рекомендации и т.д.) дополняются CD, видео-, аудио-кассетами, телекоммуникационными средствами сети Интернет (чат, веб-сайты, веб-форумы, телеконференции).
Исходя из нашего опыта использования ИКТ на уроках математического цикла, можно сделать выводы, что эффективное использование компьютера позволяет:
- тестировать качество усвоения материала по данной теме, при этом достигается эффект быстрой обратной связи;
- тренировать и отрабатывать элементарные умения и навыки после изучения темы и достигать оптимального темпа работы ученика;
- способствовать процессу самообучения учащихся, самостоятельной работе с различными источниками информации и базами данных, т.е. развивать их познавательный интерес;
- дифференцировать процесс обучения, помогать в работе с отстающими учащимися, т.к. компьютер значительно повышает интерес к процессу обучения;
- иллюстрировать графически изучаемый материал (например, в плоскости, при решении задач на построение; в пространстве, при построении сечений объёмных фигур);
- демонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты, чёткие образцы оформления решений;
- интегрировать математику с другими науками, что позволяет изучить большее количество материала на уроке, рационально использовать учебное время;
- изучать объекты и явления в реальном времени;
- проводить виртуальные лабораторные работы;
- моделировать, строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей и на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием мультимедиа технологий;
- виртуализировать процесс преподавания материала через дистанционное обучение, тем самым выходить за рамки школы;
- оптимизировать расчёты.
По моему мнению и моим наблюдениям, результатом эффективного использования компьютерных средств обучения на уроках математики являются:
- увеличение активности учащихся (ученики начинают использовать домашний ПК для самостоятельного изучения математики);
- замена традиционного контроля знаний результатами работы над проектом;
- повышение эффективности обучения, т.к. соревнования и конкуренция заменяются кооперированием, сотрудничеством, умением работать в группе;
- поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению всеми учащимися разного материала в зависимости от собственных интересов, уровня имеющегося культурного, социального опыта и знаний в исследуемой области.
Учитель при этом обеспечивает:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введение интерактивных деятельностных компонентов;
- формирование единого образовательного пространства дисциплин школьного курса (современный подход к научным исследованиям);
- способность к формированию творческого подхода в деятельности (активизация самостоятельности и ответственности);
- завершение самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Использование информационных технологий в совокупности с проектным методом обучения помогают мне достигать необходимого уровня качества обучения математике, индивидуализации и дифференциации процесса образования.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.