Наталья Генералова, 24.06.2014 33

Как сдержать гнев и раздражение на уроке? Советы учителям и педагогам


Были ли в вашей педагогической практике случаи, когда ученики «доводили» до возбуждения, и вы не могли сдержать эмоции, у вас тряслись руки, начиналась истерика? Надеемся, что нет. Хотя профессия педагога достаточно стрессовая и желание выпустить пар в сложных ситуациях вполне естественно — ведь учитель живой человек — мы должны сдерживать себя и не допускать выплескивания гнева на детей. Что делать в критической ситуации? Как не взорваться и продолжать урок?


Обсудить статью (уже 32 коммент.) Опубликовать свой материал

Есть такие люди, которые получают удовольствие, доводя других до белого каления: им нравится портить настроение другим, они хотят выместить свой гнев и раздражение, понаблюдать за вами. Обычно такие «развлечения» свойственны людям старшего возраста, но и среди детей могут попадаться такие. Однако намеренное провоцирование учителя учениками — не главная причина, почему учитель может выйти из себя.

Хроническая раздраженность и недовольство

На наш взгляд, раздражение учителя в школе имеет более глубокие причины: гнев, недовольство собой и окружающими, подавление своих положительных и отрицательных эмоций, недовольство условиями работы, а также отсутствие полноценного отдыха, нормального сна и питания — вот что приводит к тому, что некоторые учителя становятся как бомба замедленного действия. Их все раздражает: громкие голоса детей, их непослушание, музыка на переменах, шум, беготня... Такие учителя могут сорваться в любой момент, и их возмущению не будет предела: крики, оскорбления, истерика станут одним из этапов урока.

Что делать, если вы чувствуете, что вот-вот лопнет терпение, что вы вот-вот сорветесь и начнете кричать и судорожно махать руками или заплачете?

Как это ни странно, нужно успокоиться. Как правило, даже в момент сильнейшего раздражения человек осознает, что может остановиться и не идти по худшему сценарию. Представьте, как вы будете выглядеть в глазах своих учеников, коллег и руководства школы, если дадите волю всем своим чувствам, эмоциям и порывам. На ответ разгневанной души «Будь что будет» задайте еще раз тот же вопрос. Вы — взрослый самостоятельный человек, профессионал своего дела, педагог, владеющий навыками самоконтроля и прошедший курс психологии, вы не будете кричать и срываться на учеников или коллег.

В этот момент помогают:

  • Концентрация на своем дыхании: дышите ровно и глубоко, контролируйте свое дыхание;
  • Настрой на позитив: постарайтесь придумать шутку о сложившейся ситуации, представьте ее комичность со стороны, представьте, что ваш раздражитель стоит голый перед вами, оденьте его в шутовской наряд и т.д.;
  • Подумать о чем-то приятном, о том, как вы побалуете себя, если выиграете этот бой: купите пирожное, пройдетесь по любимой аллее, придете домой и примете ванну с успокаивающими маслами и т.д.;
  • Визуализировать свой гнев и раздражение «внутри»: представьте все, что бы вы хотели сделать и сказать в данный момент, но внешне оставайтесь в спокойствии;
  • Выйти из кабинета хотя бы за дверь или до туалетной комнаты — отдышитесь, сомните лист бумаги, умойтесь, скажите все, что вы хотите сказать, поплачьте, а потом приведите себя в порядок и приходите в класс. Не торопитесь возвращаться, если еще не пришли в себя.

Конечно, вам не нужно полностью скрывать свои эмоции и чувства: если ситуация того требует, скажите о своих чувствах: «Твои слова оскорбляют меня», «Ваше поведение выводит меня из себя». Дети должны понимать, что учитель не робот и не кукла, у которых всегда хорошее настроение и они всегда готовы работать с любой аудиторией, дети должны видеть в вас человека, и ваше умение справиться с возмущением будет только хорошим примером в их глазах.

Однако, если причина вашего раздражения вне класса (например, вы злитесь на своего мужа (жену), начальство или другие обстоятельства), смысла говорить о них с детьми — нет, более того, не нужно срываться на детях в этих случаях.

Что делать после вспышки гнева?

Вот, вы удачно пережили вспышку гнева, не дали своим эмоциям волю и сдержались. Молодец, иногда это очень трудно. Однако всегда скрывать, зажимать свои эмоции нельзя — они должны иметь выход. Если вы не выпустили пар в классе, нужно выпустить его потом, иначе он будет накапливаться и тогда уже точно беде не миновать.

Как снять напряжение и стресс после конфликта?

  • Как вы можете выпустить пар? Разбить тарелку, громко крикнуть, топнуть, ударить подушку, порвать бумагу, выбросить ненужные вещи? Сделайте то, что вам подходит, не оставляйте злобу в себе, не копите.
  • Займитесь спортом: сходите в спортзал, отожмитесь, подтянитесь, поиграйте в футбол, волейбол или другую игру — дайте выход своим эмоциям.
  • Контрастный душ, ванная, релаксирующий массаж: представьте, что с вашего тела смывается вся злость, гнев, раздражение, возбуждение…
  • Послушайте любимую музыку, а лучше пойте. И вы увидите, как негативные эмоции сменятся позитивными.
  • Ну и конечно: займитесь уборкой, лучше генеральной, и лучше руками: вымойте пол во всех углах, под диваном, за шкафами, вымойте люстру, перестирайте занавески. Это помогало снимать напряжение многим поколениям. Сначала вас будет брать раздражение, а потом вы успокоитесь, и уборку можно будет закончить.

Еще не все потеряно: боремся с раздражением

Прежде чем бороться с раздражением, нужно понять его причину. Что вас раздражает? На что вы злитесь? Что вызывает в вас бурю отрицательных эмоций? Ответы могут быть разными: семейные неурядицы, проблемы на работе, плохое самочувствие (в том числе ПМС, климакс), отдельные ученики и их характер, манера общения и т.д. Обратите внимание, как часто вы испытываете раздражение: единственный ли это случай за последний год или вы регулярно думаете, что с вами творится что-то неладное: вечно вы недовольны, вечно вас все раздражает и мешает.

Ответив на эти вопросы, и нужно принимать решение, что делать. Если это «разовая акция» вашего организма, выпустите пар, отдохните, погуляйте и забудьте. А если вы постоянно испытываете раздражение, то помните, что:

  • Эмоции нельзя всегда подавлять и гасить, им нужно давать «конструктивную» волю: не крича и топая в классе, что вы больше не можете работать с Ивановым, что его выкрики с места вас бесят и вы вызовите его родителей на профсовет и добьетесь его исключения из школы, а позже, дома (читайте выше): вытрясите половики, отожмитесь, разбейте старую тарелку;
  • Всегда высыпайтесь: если вы спите по 5-6 часов в день не удивительно, что вы раздражены и злы — в такой ситуации любой рано или поздно станет «злой собакой». Соблюдайте режим сна в будни и выходные, спите в прохладном, хорошо проветриваемом помещении, не ешьте на ночь и не пейте кофе, не читайте и не смотрите криминальную хронику, политические новости и захватывающую художественную литературу. Организм ночью должен отдыхать.
  • Полноценно питайтесь: неразумные диеты, перекусы, отсутствие упорядоченности в питании приводят к тем же проблемам.
  • Занимайтесь спортом, зарядкой или хотя бы какими-то физическими упражнениями: откажитесь от лифта, ходите пешком не менее 30 минут в день.
  • Полноценно отдыхайте: читайте, гуляйте, встречайтесь с интересными людьми, посещайте интересные мероприятия и места. День лежа перед телевизором или с книгой — не лучший вид отдыха. Человеку нужен активный, качественный, полноценный отдых.
  • Пропейте курс успокаивающих средств или витаминов. Проверьте свое здоровье. В любом случае, если ваше раздражение кажется ненормальным и слишком частым и длительным, обратитесь к врачу.

И не забывайте: не предъявляйте особых требований к ученикам, помните: они дети как дети и ученики как ученики. Если ученик, родитель или коллега не соответствует вашим представлениям о хорошем ученике, родителе и педагоге, это не значит, что он заслуживает вашего раздражения, потери вашего здоровья.

Если все-таки сорвались

Всякое в педагогической жизни бывает: дети видят, что вы тоже человек и реагируете на их поведение и слова. Если вы кого-то обидели резким словом, попросите прощения лично. Если вы сорвались на уроке, извинитесь за несдержанность перед классом, скажите, что ситуация была для вас настолько неприятна, что вы не смогли сдержаться. Хотя извиниться перед учениками бывает трудно, в этой ситуации это обязательно: как бы плохо не вели себя ученики, вы как взрослый человек, нанятый учитель-профессионал не должны были срываться.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
32 atschool • 20:23, 25.11.2016
для меня удивительно то, что можно злиться на ребенка. он не виноват, что пытается выжить единственно доступным ему способом, отлынивая от уроков, отключаясь на уроке. он - такой, каким его сделали родители и мы с вами. откровенно говоря, я ругаюсь с детьми только потому что так надо, а про себя часто улыбаюсь потому что прекрасно их понимаю. да и дети очень редко обижаются потому что без дела не ругаюсь. сегодня я даже хохотала,т.к. один ученик доказывал, что он сделал все 3 задания теста, а в тетради всего 2. как ни вертела тетрадь перед ним, он упрямо твердил, что сделал! в этот момент коллега зашел и разорался, услышав мальчика! выпроводила его и попросила ребенка поискать свое упражнение в черновиках. Не надо злиться на детей, для большинства из них это лишь способ защиты своей психики.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
31 lidiya_vasilenko • 19:20, 02.07.2016
Все верно и правильно. Стоит попробовать ваши методы. Я с ними полностью согласна
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
30 elenakharchenk • 11:16, 05.08.2015
Лично я справляюсь со стрессом на уроке так, когда чувствую, что сейчас сорвусь и меня понесет, спокойно говорю: вы не в состоянии меня слушать и воспринимать, мне уже не хочется что-либо вам рассказывать, поэтому поработайте самостоятельно.
Мне кажется, это самым разумным в данной ситуации. Урок не пройдет даром, дети все равно сделают определенную работу, получат оценки за самостоятельную работу. И обе стороны сохранят свои нервы.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
29 nataschapchenko2011 • 18:59, 18.04.2015
спасибо большое!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
28 ovchinnikov-i • 22:32, 11.04.2015
Хотя, признаюсь, мне печально бывает ,когда я слышу , что иногда мои коллеги- учителя женщины доведены до слёз, всё же считаю, что учитель должен чётко для себя представлять причину поведения ученика в конкретной ситуации.Не верю я , ребята,хоть штампуйте из меня тысячи маленьких англичан, а я учитель английского языка,что конфликт возникает из ничего. Найденная причина поможет найти выход из конфликта .А вот как вести себя в конфликтных ситуациях не поддаваясь стрессу, это другой вопрос. Вы знаете, где-то я читал, что когда у какого-то американского сенатора спросили какими качествами должен обладать сенатор ,то на первое место он поставил чувство юмора, а уже затем следовали чувство долга и чувство ответственности. Учителя- это сенаторы только в "миниатюре". Поэтому давайте всем педагогическим коллективом дружно ударим по разным видам стресса чувством юмора.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 Sichjova-Elena • 21:13, 01.04.2015
Работала несколько лет назад в одной воронежской школе, причем, школа на хорошем счету в городе. Один мальчик из 8 класса именно целенаправленно и хладнокровно пытался вывести меня из равновесия, и при этом смотрел прямо-таки "с холодным любопытством ученого". Я ему очень спокойно сказала: "Зря стараешься, у меня нервы крепкие". Буквально через день меня в коридоре поймала (другого слова не подберешь, поскольку она меня ждала) завуч и заявила: "Вы зачем сказали, что у вас крепкие нервы? Смотрите, можем расстаться!". Позже рассказывала об этом случае коллегам в другой школе, все пожимали плечами - дескать, никакого криминала, вы никого не оскорбили. Вот до сих пор два вопроса без ответа: что неприличного было в моих словах и чем был вызван донос кого-то из восьмиклассников?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
26 афродита5496 • 22:02, 19.02.2015
Очень полезные советы. Я уже учитель со стажем и опытным путем пришла к пониманию того, как психологически безопасно для себя и для учеников вести себя в той или иной ситуации. Важно понимать, что зачастую дети, провоцирующие конфликты,нелицеприятное поведение учителя, нуждаются в особом понимании с его стороны , в его принятии их как личностей, в его любви, в его помощи. Гнев и раздражительность, агрессия и угрозы только подольют масла в огонь. Приятно читать статью и чувствовать поддержку и желание помочь. Советы простые, известные и действенные. Полюбите себя, сделайте себе хорошо и мир вокруг будет казаться краше.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
25 alena-sat • 19:23, 19.02.2015
Спасибо, очень интересный материал, многое взяла на заметку
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 Оксана1734 • 13:04, 13.02.2015
Хорошая, своевременная статья. Оказалось, всё делаю правильно. Вместе с тем, управлять своими эмоциями не так-то просто. Чаще всего стараюсь посмотреть на ситуацию "со стороны", начинаю глубже дышать - помогает.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
23 отм • 19:39, 02.02.2015
Бывают случаи, когда доходишь до точки кипения. В тот момент, когда хочется ответить ученику резко и обидно, я всегда представляю себе его родителей, как они бы отреагировали на мои упражнения в остроумии. Полезно вспомнить кого-то из своих коллег,если вы были свидетелем подобных ситуаций. Помните? Перекошенное от гнева лицо, злобные слова, нелепые жесты, жалкий вид учителя...Иногда понимаешь, что выглядишь глупо, но не знаешь, как остановиться. На этот случай у меня есть спасительная фраза, которая позволяет выйти из конфликта: "Я не простила бы этот поступок (слова) взрослому, но прощаю тебе, потому, что я взрослый человек, а ты мой ученик, ребенок. Я точно знаю. что не прав, а ты это скоро поймешь сам". Вы не поверите - работает.
[Материал]
avatar
22 Красивая7944 • 19:34, 25.01.2015
Казалось бы мы все об этом знаем, но порой забываем... и злимся то ли на детей, то ли на себя. Спасибо, заставили задуматься.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 smirnowa2015 • 23:13, 18.01.2015
Спасибо за статью. Очень полезный материал. Советами я давно пользуюсь и ,наверное, самый главный , улыбнись, тогда и жить станет легче. Вначале трудно, но когда войдет в привычку, многое изменится в лучшую сторону. Хочется, чтобы как можно больше человек прочитали эту статью и пользовались ими, тогда и плохих учеников будет меньше.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 Ira15 • 16:09, 11.01.2015
Спасибо за полезные советы. Обычно считаю до десяти - хорошо помогает. К сожалению, выход эмоций у учителя часто дома, в семье - на детях и муже... А это беда.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 svetbalt64 • 13:49, 10.01.2015
Нашла недавно простой прием, чтобы не сорваться. Очень помогает: сжимаю крепко кулаки секунды 3. Прямо чувствую, как гнев "вытекает". И все. Веду спокойно дальше урок.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Ивашечка • 23:40, 09.01.2015
Спасибо за полезные советы.
[Материал]
avatar
17 isolda • 15:52, 04.01.2015
Сдержалась от срыва на уроке, когда ученица стала на меня орать в полном смысле слова. Вначале и не поняла, что со мной, просто стало очень жарко, потом стали путаться слова, слоги меняться местами при произношении слов. Дети смеялись, я не понимала, что со мной. Результат: микроинсульт.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Ngbbch • 17:46, 15.12.2014
О... спасибо большое... Однажды обидела мальчика ,который рвался к доске и делал по пять ошибок в слове... Сказала, что он отнимает драгоценное время на уроке... Ребенок замкнулся, я очень переживала... Потом нашла в себе силы и извинилась за свою ошибку публично... Полегчало. Теперь мы самые неразлучные друзья .Он с удовольствием учится,а я поняла,что драгоценное время - это его время...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 atschool • 19:12, 08.12.2014
С детства мама мне внушила, что кричать и орать - не воспитанно, но дети выводят из себя. Тогда я внимательно смотрю на того, кто мешает и считаю до 5, за это время успеваю успокоить себя. Если я виновата, то я всегда прошу прощения у ученика. Извиняться совсем не трудно, поверьте мне. Дети - великодушны по своей природе, они всегда прощают. Им очень нравится, когда взрослый человек извиняется.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 badjinaverohka • 17:17, 17.11.2014
Не всегда можно сдержать свои эмоции, поэтому нужно заниматься психологическим тренингом и относиться к отрицательным моментам в классе на уроке не как "злая собака"
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 Tash1178 • 18:20, 16.11.2014
Большое спасибо за полезную статью. Постараюсь использовать в профессиональной деятельности.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 natali4114 • 18:11, 16.11.2014
С таким состоянием в работе сталкиваешься частенько. Я полностью согласна с автором статьи, главное успокоиться и переключить свое внимание на что-то другое, кроме объекта гнева. Просто посмотреть в глаза другому ребенку, обязательно есть такой в классе, кто вас поддерживает и ценит. Ну а лучше всего, просто выйти из кабинета
[Материал]
avatar
11 1569023 • 17:24, 06.11.2014
Большое спасибо за статью и за поддержку! Иногда кажется, что я не понимаю учеников и пора на пенсию. Но приходит время и все становится на свои места! Огромное СПАСИБО!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 natalia_kyzmina_ • 16:15, 07.10.2014
Спасибо за статью. Когда сержусь на учеников вспоминаю себя в школьные годы, помогает. Ведь мало кто был ангелом, особенно в подростковом возрасте. И злость проходит. А еще помогает шутка не злая в адрес виновника.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 smurfik • 12:51, 25.08.2014
Действительно, замечательная статья! Еще раз убедилась, что все делаю правильно. Однако, управлять эмоциями не так то просто в современной школьной жизни. Всегда стараюсь вникнуть в суть проблемы, посмотреть на происходящее "со стороны" - это помогает спокойно реагировать на ситуацию и оперативно выбрать приемлемое решение.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 НадеждаРиддер • 14:03, 31.07.2014
Человек раздражается, когда что-то идет не так, как он ожидал. Поэтому, если я на уроке замечаю, что выхожу из себя, я снижаю значимость происходящего, разрешаю происходить тому, что происходит. Говорю себе: "Ну и ладно, пусть выступают, ну не будут они (дети) знать то-то и то-то, ну и что?" Как правило помогает.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 [Материал] Natalya Sokolova • 00:16, 23.07.2014
Статья замечательная. Спасибо! Очень интересный приём "представить человека в смешном виде". На детей стараюсь не раздражаться. Но взрослые... больше всего "убивает" несправедливость и ложь.
[Материал]
avatar
6 anaikinagg • 16:27, 21.07.2014
Очень хорошая статья. Чтобы снять стресс накопившийся за весь учебный год лучше в отпуске на несколько недель сменить обстановку (хотя думаю это все знают.
[Материал]
avatar
5 ChepelevaNV • 02:01, 25.06.2014
Спасибо за интересную статью. К сожалению, у меня были ситуации, когда я поддалась на провокацию студента, не кричала, но выговаривала на "повышенных тонах". На душе был осадок, было очень стыдно и противно.
[Материал]
avatar
4 Saglayi • 22:29, 24.06.2014
Очень дельная статья. Интуитивно многие советы уже применяла. И действительно хорошо помогает! ( визуализировать гнев, представить человека в смешном виде, выйти из кабинета ( нельзя слишком часто, это крайняя мера). Недавно была на приеме у стоматолога. Узнав о моей профессии, врач замечает: " Для педагога Вы слишком терпеливы, обычно учителя все нервные, вздыбошенные" Я была очень удивлена, поскольку сужу по своим коллегам: более терпеливых и выдержанных людей сложно найти.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Генеральдовна • 20:29, 24.06.2014
Да, вы правы. Когда я писала эту статью, я думала о тех детях, которые понимают только крик и ругань. Думаю, что это достаточно большая тема и заслуживает отдельной статьи.
[Материал]
avatar
1 Я-Оксана • 17:47, 24.06.2014
Хорошие практические советы. Думаю, буду использовать. Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Генеральдовна • 20:28, 24.06.2014
Спасибо! Рада помочь, но, надеюсь, что такие ситуации в вашей жизни будут не часто.
[Материал]