Алия Абакашева, 11.07.2014 0

Принцип сознательности и активности в обучении казахскому языку


Подготовка учащихся школы глухих к практической деятельности в значительной мере зависит от того, насколько сознательно усвоены ими школьные знания, как они могут пользоваться этими знаниями при решении предлагаемых жизнью задач.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Уникальное свойство знаний, связывающее сегодняшний день с давно минувшими, позволяет не изобретать каждый раз велосипед, а пользоваться опытом людей. В своей работе мы широко используем инновационный опыт, преломляя и перерабатывая его для применения и обучения глухих детей.

Сознательное усвоение знаний предполагает активное отношение учащихся к учению, понимание изучаемого материала, применение знаний на практике. Одна из школьных проблем — формальное усвоение учащимися учебного материала. Бывает так, что ученик правильно по форме рассказывает о том или ином явлении, запоминает правила, выводы, определения, но при этом недостаточно понимает сущность излагаемого материала, не умеет воспользоваться знаниями при решении практических задач .

Одним из путей повышения активности учеников является постановка учителем вопрос Cен қалай ойлайсың?» — «Как ты думаешь?» и «Неге?» — «Почему?». Эти вопросы развивают мышление школьников.

Приемы активного восприятия нового материала:

  • повторение ранее усвоенного материала, на базе которого строится сообщение нового;
  • показ значения изучаемой темы для практики;
  • привлечение к объяснению фактов из окружающей учащихся действительности.

Из опыта работы школы для детей с нарушением слуха известно, насколько часто дети прибегают к заучиванию материала урока. Нередко, забыв одно, иногда даже вводное, слово, ученики оказываются не в состоянии рассказывать дальше. Это происходит, в первую очередь, от того, что глухие школьники, недостаточно поняв материал, избирают пассивный путь — механическое заучивание. Задача сурдопедагога применить приемы работы, помогающие ученикам понять главное в материале. Нужно научить детей мыслить логически и делать умозаключения без наглядной основы.

Главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиваться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.

Например детям нравится играть в игру «Сөйлемді аяқта» — «Закончи предложения».

- Қазір наурыз айы болса, келесі...

  • Если сейчас март, то …
  • Қазір сағат 9 болса, 20 минуттан соң…
  • Если сейчас 9 часов, то через 20 минут будет…
  • Бүгін дүйсенбі болса, ертең…
  • Если сегодня понедельник, то завтра будет...
  • Егер бүгін оныншы наурыз болса, ертең…
  • Если сегодня десятое, то завтра будет …
  • Егер бүгін Айнұр кезекші болса, ертең…
  • Если сегодня дежурит Айнур, то завтра…

Предлагаемые ответы:

  • келесі сәуір айы.
  • то потом будет апрель.
  • 20 минуттан соң 9 сағат 20 минут болады.
  • то через 20 минут будет 9 часов 20 минут.
  • ертең сейсенбі болады.
  • то завтра будет вторник.
  • ертең 11 сәуір болады
  • то завтра будет 11 апреля.
  • ертең Саша кезекші болады.
  • то завтра будет дежурить Саша.

Мы постоянно включаем в обучение задания нестандартного характера, например, элементы комбинаторики.

Расположить одежду в том порядке, в каком её можно одеть. (етік, мойынорағыш, тон, қалпақ, қолғап) - (САПОГИ, ШАРФ, ШУБА, ШАПКА, ВАРЕЖКИ).

Детям дается задание по темам «Қосу», Алу, Көбейту

БӨЛУ. (ПРИБАВИТЬ, ОТНЯТЬ, УМНОЖИТЬ, ДЕЛИТЬ)

Запишите примеры, решите и прочитайте по-казахски.

Дети записывали примеры, решали, читали: 4 + 9 = 13

Төрт қосу тоғыз болады он үш.

Сөздік (словарь).

4-төрт Қосу - прибавить

9- тоғыз Болады - будет

13- он үш Жаздым - (я) написал

Учитель задает вопрос

б) Екі көбейту үш болады қанша? (Два умножить три будет сколько?) 2 * 3 = ?

Сөздік словарь

2-екі Көбейту - умножить

 3- үш Қанша? - сколько? Дети записывали примеры, решали, читали.

Дети любят работать с цветными карандашами. На уроке можно выбрать время и для того задания: раскрасить 6 юрт, используя только 3 карандаша.

- Сары - желтый, көк - синий, қызыл - красный.

На уроках казахского языка очень интересно использовать загадки.

а)“Бір тоғайда 12 ұя

Әр ұяда 30 жұмыртқа” .

“На одном дереве 12 гнезд

В кажом гнезде по 30 яиц” .

  1. ай, 30 күн, жыл).(12 месяцев, 30 дней, год)

в) «Әже емес, бірақ ертегі айтады» (Не бабушка, а сказки рассказывает).

(Кітап - книга).

После того, как кто-нибудь из учащихся правильно ответит на вопрос, можно продолжить работу с загадкой. Попросить детей найти в классе карточку с этим словом, перевернут, прочитать вопрос:

«Бұл сөз қалай аударылады?” (Как переводится это слово?) и ответить.

Дети отгадают загадку и хотя бы кратко поясняют, какие слова в тексте помогли им в этом.

Загадки могут быть использованы при изучении тем: «Жыл мезгілдері» (Времена года), «Сағат неше?» (Сколько времени?), «Апта күндері» (Дни недели).

1. Жылдық ағаш

Күн сайын бір жапырақ жоғалтады,

Жыл өткенде - бар жапырағын жоғалтады.

(Годовой кусточек

Каждый день раняет листочек,

Год пройдет - весь лист опадет.

(Күнтізбе - календарь)

Он екі (12) жігіт шықты

Елу екі (52) қыран құс шығарды,

Үш жүз алпыс бес (365) аққу ұшырды.

Выходило 12 молодцев

Выносили 52 сокола

Выпускали 365 лебедей.

 Айлар - месяцы, күндер- дни, апталар - недели.

Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности — познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение учеников.

У ребенка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не полностью сформировано самопознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлится.

Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок постоянно нуждается в одобрении и признании. Возрастные и психологические особенности детей указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрение не только оценивает положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.

Главный механизм поощерения как дидактического метода — оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с постоянной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия детей, дает возможность предупредить ошибки, а также стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.

Таким образом, в поощрении заключается сам факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости — коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.

Список литературы:

  1. «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха» Л.П. Назарова , 2012 г.
  2. «Қазақ тілі» К. Сариева 2010 г. (учебное пособие)
  3. А. Қайырбекова, А.Кенжесариева Қазақ тілі . Оқыту әдістемесі.

Об авторе: Абакашева Алия Аманжоловна, Учитель казахского языка, «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих), Восточно Казахстанская область, г. Семей, Казахстан. Статья выслана по электронной почте 18.01.2013 г.

Фото: Денис Гиряев.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?