Уникальное свойство знаний, связывающее сегодняшний день с давно минувшими, позволяет не изобретать каждый раз велосипед, а пользоваться опытом людей. В своей работе мы широко используем инновационный опыт, преломляя и перерабатывая его для применения и обучения глухих детей.
Сознательное усвоение знаний предполагает активное отношение учащихся к учению, понимание изучаемого материала, применение знаний на практике. Одна из школьных проблем — формальное усвоение учащимися учебного материала. Бывает так, что ученик правильно по форме рассказывает о том или ином явлении, запоминает правила, выводы, определения, но при этом недостаточно понимает сущность излагаемого материала, не умеет воспользоваться знаниями при решении практических задач .
Одним из путей повышения активности учеников является постановка учителем вопрос “Cен қалай ойлайсың?» — «Как ты думаешь?» и «Неге?» — «Почему?». Эти вопросы развивают мышление школьников.
Приемы активного восприятия нового материала:
- повторение ранее усвоенного материала, на базе которого строится сообщение нового;
- показ значения изучаемой темы для практики;
- привлечение к объяснению фактов из окружающей учащихся действительности.
Из опыта работы школы для детей с нарушением слуха известно, насколько часто дети прибегают к заучиванию материала урока. Нередко, забыв одно, иногда даже вводное, слово, ученики оказываются не в состоянии рассказывать дальше. Это происходит, в первую очередь, от того, что глухие школьники, недостаточно поняв материал, избирают пассивный путь — механическое заучивание. Задача сурдопедагога применить приемы работы, помогающие ученикам понять главное в материале. Нужно научить детей мыслить логически и делать умозаключения без наглядной основы.
Главная цель работы по развитию логического, отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиваться содержанием этих суждений, не привлекая других знаний.
Например детям нравится играть в игру «Сөйлемді аяқта» — «Закончи предложения».
- Қазір наурыз айы болса, келесі...
- Если сейчас март, то …
- Қазір сағат 9 болса, 20 минуттан соң…
- Если сейчас 9 часов, то через 20 минут будет…
- Бүгін дүйсенбі болса, ертең…
- Если сегодня понедельник, то завтра будет...
- Егер бүгін оныншы наурыз болса, ертең…
- Если сегодня десятое, то завтра будет …
- Егер бүгін Айнұр кезекші болса, ертең…
- Если сегодня дежурит Айнур, то завтра…
Предлагаемые ответы:
- келесі сәуір айы.
- то потом будет апрель.
- 20 минуттан соң 9 сағат 20 минут болады.
- то через 20 минут будет 9 часов 20 минут.
- ертең сейсенбі болады.
- то завтра будет вторник.
- ертең 11 сәуір болады
- то завтра будет 11 апреля.
- ертең Саша кезекші болады.
- то завтра будет дежурить Саша.
Мы постоянно включаем в обучение задания нестандартного характера, например, элементы комбинаторики.
Расположить одежду в том порядке, в каком её можно одеть. (етік, мойынорағыш, тон, қалпақ, қолғап) - (САПОГИ, ШАРФ, ШУБА, ШАПКА, ВАРЕЖКИ).
Детям дается задание по темам «Қосу», Алу, Көбейту
БӨЛУ. (ПРИБАВИТЬ, ОТНЯТЬ, УМНОЖИТЬ, ДЕЛИТЬ)
Запишите примеры, решите и прочитайте по-казахски.
Дети записывали примеры, решали, читали: 4 + 9 = 13
Төрт қосу тоғыз болады он үш.
Сөздік (словарь).
4-төрт Қосу - прибавить
9- тоғыз Болады - будет
13- он үш Жаздым - (я) написал
Учитель задает вопрос
б) Екі көбейту үш болады қанша? (Два умножить три будет сколько?) 2 * 3 = ?
Сөздік словарь
2-екі Көбейту - умножить
3- үш Қанша? - сколько? Дети записывали примеры, решали, читали.
Дети любят работать с цветными карандашами. На уроке можно выбрать время и для того задания: раскрасить 6 юрт, используя только 3 карандаша.
- Сары - желтый, көк - синий, қызыл - красный.
На уроках казахского языка очень интересно использовать загадки.
а)“Бір тоғайда 12 ұя
Әр ұяда 30 жұмыртқа” .
“На одном дереве 12 гнезд
В кажом гнезде по 30 яиц” .
- ай, 30 күн, жыл).(12 месяцев, 30 дней, год)
в) «Әже емес, бірақ ертегі айтады» (Не бабушка, а сказки рассказывает).
(Кітап - книга).
После того, как кто-нибудь из учащихся правильно ответит на вопрос, можно продолжить работу с загадкой. Попросить детей найти в классе карточку с этим словом, перевернут, прочитать вопрос:
«Бұл сөз қалай аударылады?” (Как переводится это слово?) и ответить.
Дети отгадают загадку и хотя бы кратко поясняют, какие слова в тексте помогли им в этом.
Загадки могут быть использованы при изучении тем: «Жыл мезгілдері» (Времена года), «Сағат неше?» (Сколько времени?), «Апта күндері» (Дни недели).
1. Жылдық ағаш
Күн сайын бір жапырақ жоғалтады,
Жыл өткенде - бар жапырағын жоғалтады.
(Годовой кусточек
Каждый день раняет листочек,
Год пройдет - весь лист опадет.
(Күнтізбе - календарь)
Он екі (12) жігіт шықты
Елу екі (52) қыран құс шығарды,
Үш жүз алпыс бес (365) аққу ұшырды.
Выходило 12 молодцев
Выносили 52 сокола
Выпускали 365 лебедей.
Айлар - месяцы, күндер- дни, апталар - недели.
Активная познавательная деятельность предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности — познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.
Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение учеников.
У ребенка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не полностью сформировано самопознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно-познавательной деятельности может замедлится.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребенок постоянно нуждается в одобрении и признании. Возрастные и психологические особенности детей указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрение не только оценивает положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе.
Главный механизм поощерения как дидактического метода — оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с постоянной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия детей, дает возможность предупредить ошибки, а также стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.
Таким образом, в поощрении заключается сам факт признания и оценка достижений ребенка, при необходимости — коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.
Список литературы:
- «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха» Л.П. Назарова , 2012 г.
- «Қазақ тілі» К. Сариева 2010 г. (учебное пособие)
- А. Қайырбекова, А.Кенжесариева Қазақ тілі . Оқыту әдістемесі.
Об авторе: Абакашева Алия Аманжоловна, Учитель казахского языка, «Школа-интернат для детей с нарушением слуха (неслышащих), Восточно Казахстанская область, г. Семей, Казахстан. Статья выслана по электронной почте 18.01.2013 г.
Фото: Денис Гиряев.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.