Необходимые ссылки:
Конституция РФ http://www.consultant.ru/popular/cons/1_2.html
ФЗ РФ "Об образовании" http://www.consultant.ru/popular/edu/
В ст. 43 Конституции РФ употребляется термин «образование», который там не уточняется. В преамбуле ФЗ РФ «Об образовании» разъясняется смысл этого термина: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом». Руководствуясь для интерпретации текста Конституции РФ тем смыслом понятия «образование», которое указано в преамбуле ФЗ РФ «Об образовании» (такой же смысл термин «образование» имеет и в русском языке, см. БСЭ) следует, что образование включает в себя следующие три стадии:
- целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства;
- целенаправленный процесс констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);
- целенаправленный процесс получения документа, являющегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
П. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность этих процессов на уровне основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Общедоступность подразумевает доступность каждому человеку без задействования каких-либо избирательных механизмов. Однако в п. 4 ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании» устанавливается условие при переходе от процесса обучения к процессу констатации обучения, а именно, переход возможен только для «освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования». Термин «освоивших» в русском языке обозначает людей, которые прослушали курс и получили отметку три и выше, по пятибалльной шкале. Тем самым указанный пункт ФЗ накладывает условие при реализации права на образование. Такое условие в процессе реализации права, закрепленного пп.1,2 ст. 43 Конституцией РФ, противоречит с указанными пунктами Конституции РФ. Также противоречит п. 4.4 ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании» пунктам 1,2 ст. 43 Конституции РФ. В указанных пунктах ФЗ устанавливаются ограничения для реализации права на образование, а именно выдвигаются дополнительные условия для перехода от процесса воспитание и обучения к процессу констатации воспитания и обучения, тем самым, нарушая права, предоставленные пп. 1,2 ст. 43 Конституции РФ.
П. 4.3 ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании» изменяет процесс образования, описанный в пп. 1,2 ст.43 Конституции РФ. Вместо получения документа, являющегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), выдается документ, являющегося временной констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Таким образом, гражданин РФ через определенное время остается без документа, являющегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Т.е. даже после реализации права на образование, гражданин РФ через определенное время остается без образования, делая процесс образования не процессом с временными границами, а процессом бесконечным, который невозможно закончить. Исходя из вышеприведенных аргументов, приходится констатировать, что п. 4.3 ст. 15 ФЗ РФ «Об образовании» противоречит пп. 1,2 ст. 43 Конституции РФ.
В п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» указывается, что документ, являющийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию. Термин «прошедший аттестацию» в русском языке означает не то, что человек делал попытку пройти аттестацию, а то, что аттестация была пройдена успешно, т.е. для систем с пятибалльной оценкой означает оценки: три или четыре, или пять. Следовательно, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» вводит условие для перехода от одной фазы образовательного процесса (процесс констатации достижения) к другой фазе (процесс получения документа, являющегося констатацией достижения), через которое должен выполнить гражданин РФ. Таким образом, нарушается пп. 1,2 ст. 43 Конституции РФ, а именно нарушается право на образование при переходе от процесса констатации достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) к процессу получения документа, являющегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Исходя из вышеприведенных аргументов, приходится констатировать, что указанный пункт ФЗ противоречит пп. 1,2 ст. 43 Конституции РФ.
В п. 4 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» ставятся условия для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по программам последующего уровня образования. Также в п. 5 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» указывается иерархия последовательностей получения образования. Следовательно, не получив аттестат о предыдущем уровне гражданин РФ не получает права на образование последующего уровня. Таким образом, нарушается право гражданина РФ, прописанное в пп. 1,3 ст. 43 Конституции РФ, где подразумевается под термином «каждый» и гражданин РФ, не получивший документ государственного образца о предыдущем уровне образования. Исходя из вышеприведенных аргументов, приходится констатировать, что указанный пункт ФЗ противоречит пп. 1,3 ст. 43 Конституции РФ.
В п. 6 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» некоторые граждане РФ лишаются права на процесс получения документа, являющегося констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Документом, являющимся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней, является аттестат. Как видно из указанного пункта ФЗ, только некоторые люди (имеющие аттестат) имеют возможность начать получение образования. Невозможно получить полное среднее образование каждому гражданину РФ, например, гражданину РФ без аттестата об основном среднем образовании. Также невозможно на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении, например, без аттестата о завершение полного образования гражданин РФ не будет допущен к конкурсу. Следовательно, п. 6 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» изменяет трактовку термина «каждый», которое присутствует в пп.1,3 ст. 43 Конституции РФ, тем самым изменяет процесс обучения гражданина РФ в зависимости от наличия аттестата. Ввиду того, что при реализации права на образование разным группам лиц выдаются разные документы, в зависимости от результатов и факта аттестации, считаю, что в отношении лиц, которым выдаются справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении, проводиться дискриминация, т.к. данная справка лишает права на дальнейшее образование, предусмотренное пп. 1,3 ст. 43 Конституции РФ, что также нарушает п. 2 ст. 19 Конституции РФ. Исходя из вышеприведенных аргументов, приходится констатировать, что п. 6 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» противоречит пп. 1,3 ст. 43 и п.2 ст. 19 Конституции РФ.
В пп. 4, 5 ст 17 ФЗ РФ «Об образовании» устанавливается некоторое правило отбора для граждан РФ при реализации права получения общедоступного основного образования, закрепленного пп. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ, что исключает общедоступность образования, в понимании термина «общедоступность» в русском языке. В русском языке термин «общедоступность» означает доступное для всех, для любого желающего. Указанный пункт ФЗ создает барьер для некоторой группы граждан РФ на реализацию их права на общедоступное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Например, если гражданин РФ по каким-либо причинам не в состоянии в полном объеме освоить образовательную программу учебного года, то в соответствии с этим положением он не сможет перейти в следующий класс и продолжить реализацию своего права на получение основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, что противоречит пп.1,2 ст. 43 Конституции РФ. Также пп. 4,5 ст 17 ФЗ РФ «Об образовании», нарушает равенство прав и свобод человека в зависимости от специфики мыслительных процессов (например, таких как правополушарное и левополушарное особенности мышления) гражданина РФ, что противоречит п. 2 ст. 19 Конституции РФ. На основании вышеприведенного, приходится констатировать, что указанные пункты ФЗ противоречят пп. 1,2 ст. 43 Конституции РФ.
Вследствие вышеприведенных аргументов, можно сделать вывод о том, что п. 4 ст. 15, пп. 4, 5 ст 17, пп. 2, 4, 6 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании» противоречат п. 2 ст. 19, пп. 1, 2, 3 ст. 43 Конституции РФ. Т.е. ФЗ РФ «Об образовании» является актом, нарушающим закон РФ. В итоге ознакомительного исследования приходится, с грустью, констатировать, что ни ЕГЭ, ни второгодничество – не являются законными методами работой педагогов. Сделав вывод о несоответствии основного российского образовательного закона тексту Конституции, можно только предполагать насколько деятельность Министерства образования и науки, которая регулируется этим актом, законна.
P.S. Генеральному прокурору было направлено письмо аналогичного содержания в декабре 2008 года. До 14 марта 2009 года ответ не получен.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.