Ликвидация пробелов в знаниях по математике у обучающихся в исправительной колонии
Уровень образования учащихся достаточно низкий. Каждому ученику необходим индивидуальный подход в процессе обучения. Каждому учителю, работающему в исправительной колонии, приходится разрабатывать специальный инструментарий, отбирать содержание и методы обучения. Здесь возникает проблема. Нужно дать те же знания, что в общеобразовательных школах, но за меньший промежуток времени. Мы имеем дело со слабо подготовленным контингентом, пробелы в знаниях тянутся с начальной школы. Эти пробелы нужно ликвидировать и компенсировать.
В большинстве своем у учащихся нет интереса и мотивации к изучению математики. Нужно создавать условия для учебы, и, что важно, открытую и комфортную среду.
В начале учебного года сталкиваешься с проблемами: ученики не умеют считать, не знают таблицу умножения (обязательно — таблица умножения должна быть на каждой парте). Большие затруднения испытывают при работе с обыкновенными и десятичными дробями. Не умеют делить десятичные дроби, не могут найти общий знаменатель обыкновенных дробей. Не знают как работать с положительными и отрицательными числами. На повторение отводится очень мало часов (6-8 ч.), нужно обязательно повторить все правила выполнения действий с рациональными числами. Правила можно представить в виде таблицы, либо алгоритм записать на фарзаце тетради. (Например, + * - = - «плюс на минус равно минус»; - * - = + «минус на минус равно плюс») Эта работа должна поддерживаться в течении всего учебного года. Обязательно использовать устный счет.
Нужно научить учащихся тождественным преобразованиям, они используются в решении уравнений и неравенств, выводе формул, дифференцировании и интегрировании и т.д. Поэтому важно сформировать у учащихся прочные знания, умения и навыки использования алгоритмов основных тождественных преобразований. Чтобы предупредить ошибки в будущем нужно вести учет типичных ошибок допускаемых учащимися.
Учителю сложно справится с проблемами, которые возникают при работе с учащимися, имеющими пробелы в знаниях. Для учащихся можно подготовить инструктивные карточки, которая будет содержать изложение темы, основные формулы, образцы решения задач. Большинство учащихся охотно работают не с учебником , а карточкой. По карточке они выполняют задания по образцу. Нужно выбирать формы и методы учения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Приложение
Инструктивная карточка
Задание ученику 7, 8 класса
Тема «Решение линейных уравнений».
Решим уравнение: 5(х-10) = 2х+10.
Решение.
1. Раскроем скобки в левой части уравнения (5 умножим на х и 5 умножим на (-10), получим 5х — 50 = 2х + 10.
2. Сгруппируем в левую часть уравнения слагаемые содержащие х, а в правую часть слагаемые без х, т.е. «с х в одну сторону без х в другую сторону» относительно знака =.
!!! Не забудем менять знаки на противоположные, перенося слагаемые в другую сторону.
Итак, 5х — 2х = 10 + 50, Приведем подобные 5х — 2х = 3х; 10 + 50 = 60, т.е.
3х = 60,
Х = 60:3,
Х = 20.
Ответ: х=20.
Задание. Решить по алгоритму(выше), следующие уравнения:
- 6(х — 11) = 3х — 12.
- 4(х — 7) = 3 — х.
- 2х — 9 = 13 — х.
Об авторе: Шивкова Наталья Михайловна, учитель математики, Государственное Казенное Общеобразовательное Учреждение "Краевой Центр Общего Образования" г. Чита, Забайкальский край.
