Ход урока:
1. Предтекстовые упражнения.
Задача этого этапа работы с текстом – подготовить учащихся к чтению текста в содержательном плане. В серию упражнений данного этапа можно включить следующие виды упражнений:
А) Работа с иллюстрацией.
Учитель представляет учащимся через проектор иллюстрацию к тексту. Текст пока не предъявляется ученикам.
- Sehen Sie sich die Illustration zum Text an! Schreiben Sie alles, was dazu gehört! ( на доске помещен ассоциативный плакат)
ein Tier
ein Plüschtier
ein Freund
riesig ein Geschenk
eine große Schleife
Б) Работа в группах ( по иллюстрации)
- Was kann der Hund machen? Was finden Sie richtig? Was finden Sie falsch? Beachten Sie die unbekannten Wörter an der Tafel! ( на доске написаны слова и выражения с переводом:
mit dem Schwanz wendeln – вилять хвостом
etw. beschnüffeln – обнюхивать ч-л
die Schleife – бант)
Учащиеся делятся на две группы и работают с карточками. Первая группа выбирает слова и выражения, которые соотносятся с действиями собаки. Вторая группа выполняет работу наоборот.
richtig falsch
laut bellen, springen, Hausaufgaben machen, beschnüffeln, mit dem Schwanz wendeln, schreiben, Gedichte lesen, musizieren, mit dem Auto fahren
В) Работа в парах (по иллюстрации)
- Wählen Sie die richtige Antwort!
Учащиеся получают карточки с предложенными упражнениями-вопросами, ответ на которые необходимо выбрать из предложенных вариантов.
Wie ist der Mann?
a) lustig
b) glücklich
c) überrascht
1-ая пара
Was für ein Baum ist hier?
a) ein Tannenbaum
b) eine Birke
c) eine Eiche
2-ая пара
Warum hat der Hund so grosse Schleife?
a) Das ist sehr schön.
b) Der Hund ist ein Geschenk.
c) Der Hund ist ein Spielzeug.
3-я пара
Der Mann ist überrascht, weil...
a) der Hund laut bellt.
b) der Tannenbaum zu klein ist.
c) der Hund zu groß für seine Wohnung ist.
4-ая пара
Г) -Vermuten Sie, wie der Text heißt?
Учащиеся делают предположения.
Эти упражнения являются для учащихся «мозговым штурмом».
Затем учитель раздает текст с названием. Школьники сравнивают свои предположения.
Выполнив серию предтекстовых упражнений, учащиеся имеют заданную мотивацию и готовы к чтению в содержательном плане.
2. Работа с текстом непосредственно ( чтение).
- Lesen Sie den Text und denken Sie nach, ob der Hund wirklich ein Weihnachtsgeschenk war. Oder?
Учащиеся читают текст про себя.
3. Послетекстовые упражнения.
После прочтения текста наступает третий этап работы с текстом – выполнение послетекстовых упражнений. Этот этап самый емкий и обширный, богат упражнениями. Учитель выбирает их в соответствии с уровнем подготовки учащихся, с учетом отведенного учебного времени. Поле творческой деятельности учителя здесь безгранично.
А). Серия заголовков к тексту (работа на доске).
Учитель подбирает альтернативные заголовки к тексту, которые включают основные мысли прочитанного. Учащиеся выбирают альтернативный заголовок и приходят к главному содержательному зерну. Это упражнение несет кроме лексического аспекта также нравственное осмысление прочитанного.
- Unverhofft kommt oft.
- Weihnachtsüberraschung.
- Weihnachtswitz.
- Einem geschenkten Gaul guckt man nicht ins Maul.
Б). Серия картинок к тексту (делаем историю в картинках/ комикс). Работа с картинками на магнитной доске.
На картинках – опорные слова, при помощи которых надо подписать картинку полной фразой. Картинки раздаются на подпись учащимся, затем они выстраивают их на доске в хронологическом порядке.
В). «Lückentext».
Учитель предлагает учащимся карточки, на которых написан текст с пропущенными ключевыми словами, оборотами. Учащиеся индивидуально заполняют карандашом пропуски. Предложения также можно расположить не в хронологическом порядке. Их необходимо выстроить правильно, поставив номер предложения карандашом.
...) Herr Obermeyer schmückte ...
...) ... am Nachmittag des 24. Dezember.
...) Da ... es.
...) Die Wohnung war...
...) ... ihr stand ... und neben...
...) ... kam Frau Obermeyer ins Wohnzimmer.
...) Der Mann sagte “Ich soll Ihnen ... bringen”.
...) Wer ... uns den Hund?
...) Herr Obermeyer schaute sprachlos...
...) Herr ... seinen Namen nicht nennen.
...) Herr Obermeyer ... ärgerlich.
...) Ich soll den Hund ... bei Ihnen abgeben.
...) Er holte ... aus der Tasche und gab ... dem Mann.
...) Nehmen ... bitte den Hund mit!
Г). Лексическая таблица (работа в парах)
Учитель раздает учащимся таблицы, которые необходимо заполнить. Такое упражнение позволяет отработать лексический аспект текста более основательно.
Wer? Was macht? Wo? Wann? Wie?
Д). Логическая таблица (работа в трех группах).
Es war am .........
...........................
...........................
...........................
Da kam ein Mann......
..................................
..................................
..................................
Herr Obermeyer musste...............
.....................................................
.....................................................
.....................................................
Подобная таблица предполагает деление текста на основные составные части. Учащиеся, следуя предложенной схеме, выстраивают свой рассказ, используя знакомые речевые образцы из текста и из собственного лексического запаса. Каждая группа делает свой этап (свою часть), затем эти части соединяются в сжатый рассказ.
Е). Упражнения «Versteckte Wörter», «Versteckte Sätze»(работа в двух группах: девочки и мальчики).
Эти упражнения развивают у учащихся познавательную лексическую активность.
Ж). Упражнение « Альтернативный (параллельный) текст».
Это упражнение предлагается в заключение 3-го этапа работы с текстом. Взяв из содержания важнейшие предложения и сформулировав их другими словами, учитель предлагает альтернативный текст. Учащиеся подбирают эквиваленты из оригинала.
1). Es weihnachtet schon.
2). Herr Obermeyer dekorierte den Tannenbaum.
3). Da läutet es.
4). Herr Obermeyer sah schweigend auf den großen Hund.
5). Der Herr möchte unbekannt sein.
6). Herr Obermeyer wurde böse.
7). Ich weiß nicht, welche Adresse er hat.
8). Außerdem, es ist zu teuer, sich für diesen riesigen Hund zu sorgen.
4 . Заключительный этап.
Послетекстовые упражнения позволяли учащимся работать в репродуктивном режиме (с помощью таблиц, схем, картинок и т.д.). Но на этом этапе работа была бы незавершенной и не имела бы повышенной суммарной результативности. Если бы не было возможности ученику выйти на продуктивный режим работы. Здесь учитель может проявить свои творческие способности и побудить к творчеству своих учеников.
Побуждение учащихся выразить свое мнение о прочитанном, о героях рассказа.
Sagen Sie bitte, wer gefällt, wer gefällt nicht.
На доске нарисовано сердце, в которое они записывают имя любимого героя рассказа. Вне сердца записываются менее полюбившиеся персонажи.
...............gefällt mir nicht gut, weil
.......................................................
................... gefällt mir
nicht sehr gut, weil............
................................
......................... gefällt mir
gar nicht gut, weil.............
1. Предъявление домашнего задания. Учащимся необходимо будет изменить жанровую перспективу текста (написать сценарий, продолжить рассказ и т.д.).
Материал предоставлен автором.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.