Практическое использование социальных сетей в учебном процессе
Проблемы использования стандартных информационных технологий
В настоящее время активно обсуждается применение информационных технологий в процессе обучения. При этом сам процесс внедрения ИТ в учебный процесс значительно отстает от их скорости развития. Кроме того, стандартные компьютерные технологии могут быть недостаточно эффективны в некоторых случаях, причинами могут являться:
- Отсутствие фактора новизны;
- Недостаточная наглядность материалов;
- Ограничение по типу учебных материалов;
- Как следствие — малая эффективность воздействия.
В этих случаях можно в качестве дополнительного средства обучения использовать привычную для учащегося среду общения — социальные сети.
Преимущества использования социальных сетей
«Социальная сеть — это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете» [9]. Пример популярных социальных сетей: «ВКонтакте», «Facebook», «Одноклассники» [10].
Применение социальных сетей в учебном процессе позволяет использовать следующие факторы:
- Популярность социальных сетей постоянно растет, большинство учащихся зарегистрированы в одной или нескольких социальных сетях;
- Среднее время, проводимое на сайте пользователями социальных сетей от 17 до 42 мин. [10], которые можно использовать для привлечения к процессу обучения;
- Мгновенная передача информации и, соответственно, доступность отчетов и заданий для изучения;
- Все версии документов доступны одновременно и преподавателю и учащемуся, что решает проблему резервного копирования и отсутствия проблем с потерей электронной версии отчетов.
Социальные сети в первую очередь могут быть полезны преподавателям дисциплин, в которых предусмотрены:
- Рефераты;
- Семинары;
- Лабораторные работы;
- Курсовые работы;
- Выпускная квалификационная работа.
С помощью социальных сетей преподаватель может упрощать следующие процедуры:
- Информирование студентов;
- Предоставление методических пособий;
- Доведение до сведения дополнительных инструкций;
- Прием работ в электронном виде для проверки;
- Простейший способ резервного копирования.
Примеры использования социальных сетей в учебном процессе
В качестве первого эксперимента в 2013 г. создана группа в социальной сети «ВКонтакте» с целью помочь в дипломном проектировании.

Рисунок 1. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»
В группе размещены следующие материалы (рис.2):
- Инструкция «С чего начать диплом?»;
- Методические указания и полезные материалы;
- Архив с необходимым программным обеспечением;
- Инструкции по работе с ПО;
- Инструкции по решению проблем с ПО.


Рисунок 2. Материалы, размещенные в группе:
а) Инструкция «С чего начать диплом? б) Инструкции по работе с ПО.
Учащиеся были проинформированы о создании группы с помощью яркого, необычного объявления (рис.3).

Рисунок 3. Объявление для привлечения учащихся.
В 2014 г. эксперимент был продолжен: создана группа в социальной сети «ВКонтакте» для помощи в выполнении курсовой работы по предмету «Архитектура аппаратных средств» (рис.4).

Рисунок 4. Внешний вид страницы группы «Дипломное проектирование у групп КД САТТ»
Группа содержит следующие материалы (рис.5):
- Методические указания и дополнительные инструкции;
- Шаблон для выполнения пояснительной записки;
- Список самых распространенных ошибок;
- План презентации;
- Напоминания о текущих заданиях.
В каждой группе выполнялась регулярная публикация новых материалов с целью напомнить о выполнении работы, проинформировать о текущем этапе выполнения и выдать задания для выполнения.
На случай отсутствия регистрации у учащегося в выбранной социальной сети, реализована возможность пользоваться материалами без регистрации.
Рисунок 5. Материалы, размещенные в группе
Результат использования социальной сети
По прошествии семестра были достигнуты следующие результаты:
- Охват учащихся 88% (на новости группы подписалось 39 из 44 студентов);
- Количество просмотров от 600 до 780 в месяц;
- Все студенты были обеспечены обновленными методическими указаниями в кратчайший срок;
- Качество оформления курсовых работ по сравнению с предыдущим потоком значительно повысилось;
- Электронная версия большинством студентов сдана в нужном виде (два формата файла с правильным наименованием);
- Ни одна работа не потеряна в результате невнимательности или выхода из строя оборудования.
Заключение
Проведенный эксперимент показал, что социальные сети могут быть очень удобным и эффективным инструментом, дополняющим стандартные средства обучения. Появляется возможность повысить разнообразие и наглядность учебных материалов, оставаясь при этом в рамках привычной для учащегося среды общения. В итоге ученики начинают с повышенным интересом относиться к предмету и показывают более высокие результаты обучения.
Список литературы
- Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль; Издательство ЯГПУ, 2012. – 311 с.
- Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Издательский центр «Академия» (Москва), 2002. – 304 с.
- Богаевская Г.Н., Современные образовательные технологии, 2015 год [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://pedportal.net/po-tipu-materiala/obschepedagogicheskie-tehnologii/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-sovremennye-obrazovatelnye-275530
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
- Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
- Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.
- Активное обучение. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Активное_обучение
- Социальная сеть. Википедия [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть_(Интернет)
- Сайт компании TNS, TNS WebIndex [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.tns-global.ru/
- Дипломное проектирование у групп КД САТТ (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk.com/kd_dp
- Архитектура аппаратных средств (КР по ААС), группа в социальной сети «ВКонтакте» [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://vk.com/kd_aas
Об авторе: Бондаренко Сергей Валериевич, преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Симферопольский автотранспортный техникум».

