Кудачкина Татьяна Александровна, 23.08.2010 12

Что для ребенка компьютер: «десерт» или «основное блюдо»?


Многие родители считают, что азы компьютера нужно постигать с раннего возраста, чтобы в дальнейшем было легче освоиться  в мире электроники и техники. Но, постигая азы компьютера, ребенок забывает об окружающем мире, его внимание направлено исключительно на то, что происходит на экране монитора.
Как же найти "золотую середину" в общении компьютера с ребенком?


Обсудить статью (уже 12 коммент.) Опубликовать свой материал
В современном мире наука развивается стремительно. Человечество облегчает себе жизнь путем внедрения компьютера в самые различные аспекты жизни. Этот общеизвестный факт не перестает удивлять общество.
Около 20 лет назад в квартирах большинства из нас не было компьютера. На месте, где сейчас стоит это устройство,  можно было  увидеть  стеллаж с книгами, проигрыватель с виниловыми пластинками, иногда печатную машинку, уголок с цветочными горшками и пр.

Прошло не так много времени, и каждая семья позволила себе приобрести компьютер. Тут же можно услышать причины покупки: «Ребенку в подарок, пусть учится и играет». «Для работы», «А куда теперь без него?» и т.д. Действительно, без компьютера в современном обществе невозможно представить работы. Требуется предоставить отчет руководству, составить портфолио работника, тематическую презентацию на совещании, рассказать о компании путем буклетов.  С внедрением глобальной сети Интернет работа с компьютером приобрела более широкий формат. Видео-конференции, вебинары для работы с клиентами в отдаленных регионах нашего государства и других странах. Просто невозможно представить работу в сети Интернет без развлекательных сайтов и социальных сетей. Компьютер не просто вошел в нашу жизнь, как друг, но мы уже не представляем без него работы, досуга.

Но не стоит забывать о тех, кто только начинает пользоваться компьютером и постигать его возможности. Это наши дети. Ребенок начал понимать слова, научился ходить, совершать элементарные действия, разговаривать, радовать родственников своими действиями.  В один прекрасный день его внимание сосредотачивается на новой игрушке, которая именуется иностранным словом «компьютер». Возникает у любого родителя вопрос: когда знакомить ребенка с возможностями компьютера? 

Очень часто в обществе учеников начальной школы можно услышать следующие высказывания: «Я за компом с 6 лет! Я уже все знаю!»,  «Я умею работать за компьютером с 4 лет. Мне папа такие прикольные игрушки поставил!»,  и т.д. Спорный это вопрос. Как только ребенок сел за компьютерный стол и взглянул в монитор первое, что должно прийти на ум родителям: «Что он там увидит?». Мультфильм, компьютерную игру из разряда «бродилок» или архитектуру ЭВМ по принципам Джона фон Неймана.

Многие родители считают, что азы компьютера нужно постигать с раннего возраста, чтобы в дальнейшем было легче освоиться в мире электроники и техники. И порой не предают значения вопросу о времени нахождения ребенка за компьютером. Но постигая азы компьютера, ребенок забывает об окружающем мире, его внимание направлено исключительно на то, что происходит на экране монитора. Когда его пытаются отвлечь разговорами родственники, друзья, близкие люди, он начинает раздражаться и не желает, чтобы созданный им с помощью компьютера мир кто-нибудь нарушал. Компьютер становится смыслом жизни, собеседником, лучшим другом, знающим все его секреты, привычки, симпатии и антипатии. Как только «друг» ломается, перестает подавать сигналы «жизни», ребенок чувствует себя не в своей тарелке, одиноким и забытым. У ребёнка может сформироваться психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения со взрослыми в семье, со сверстниками.

Бесконтрольное времяпрепровождение ребёнка за компьютером приводит к сильной невротизации. В этом случае у ребёнка могут развиться склонность к появлению страхов, депрессия, астенизация (утомляемость, снижение внимания).

Особое влияние на ребёнка оказывают игры. Они требуют сообразительности, умения мыслить логически, памяти, способности держать в уме множество вариантов, воображения, наконец. Но с другой — игры с агрессивным содержанием способны стимулировать жестокость, перестраивать сознание.

Ребенок обязательно должен уметь работать с компьютером, ведь изучение информатики входит в программу стандарта образования общеобразовательного учреждения. Поэтому изучение компьютерной грамотности необходимо каждому гражданину Российской Федерации. Повышается не только технический уровень образования человека, но развивается его кругозор, знания и умения.

Компьютер позволяет ребёнку самоутвердиться и самоопределиться, так как помогает в постижении школьных дисциплин, а затем и в осознанном выборе профессии, даёт ощущение удовлетворённости собственной ловкостью и смекалкой, расширяет возможности общения со сверстниками.
Поэтому при покупке родителями компьютера ребенку необходимо провести беседу с юным пользователем и объяснить несколько правил.

Компьютер – это не лучший друг, а помощник в учебе и жизни. Устройство, облегчающее жизнь человеку, дверь в мир общения с друзьями, но ни в коем случае не замена друзьям. Компьютер помогает быстрее найти друзей по духу и идеям. Но ничто не заменит живого общения. Поэтому работу с компьютером надо ограничивать по времени. Компьютер должен стать в распорядке дня ребенка «десертом», а не «основным блюдом». Родители, покупающие ребенку компьютер, открывают перед ним путь в интересный и увлекательный мир, но идти по этому пути следует вместе.

Источники:
«АиФ» № 33
 
Кудачкина Татьяна Александровна
МОУ «Гимназия № 4» г. Подольск
Учитель информатики

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
12 Маня58 • 00:11, 24.02.2011
Поднята проблема, которая встает перед нами в последнее время во весь свой гигантский рост. Понимаю, что это Утопия, но очень хотелось бы, чтобы права на пользованием компьютером, а тем более Интернетом выдавались бы только по достижении определенного уровня моральной, этической и гражданской зрелости. Говорю как учитель информатики со стадем 15 лет.
А где же информацию брать!!!!!!!!!!! Как же деточкам учиться?!!!!!
В книжечках. И ковать, ковать и ковать достойные педагогические кадры.
[Материал]
avatar
11 Shomka • 23:39, 08.01.2011
Тема актуальна. Наши дети и сами родители считают компьютер средством развлечения. Наша задача - чтоб компьютер стал помощником в учёбе.
[Материал]
avatar
10 tatyankatoc • 13:24, 06.01.2011
Наши дети разучились "говорить", они мало на уроках высказывают свои мысли, устно отвечают у доски, читают, спорят и доказывают свое мнение, что в дальнейшем мешает им в студенческой жизни (неуверенность, неумение делать выводы и др.) Владение компьютером в наше время обязательно, но оно не должно быть на первом месте, наша задача (родителей и педагогов) обогащать словарь детей, дать возможность рассуждать и спорить, развить интерес к окружающему.
[Материал]
avatar
9 Астрада • 06:11, 01.11.2010
Я считаю, что всё-таки для ребенка школьного возраста компьютер должен выступать в качестве "десерта", так как ни для кого не секрет, что работа за компьютером должна быть дозированной для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Необходимо, прежде всего, вести работу с родителями по данному вопросу, а уже они, в свою очередь, должны вести разъяснительные беседы со своими детьми о вреде и пользе компьютера. Зачастую требуют с детей, минуя бесдействие родителей.
[Материал]
avatar
8 Nadya2010 • 15:47, 27.10.2010
Согласна, что отноошение к ПК формируется комплексно:родителями, учителем, сверстниками. Позиция взрослых не должна расходиться с их моделью поведения (банально, но актуальности не утрачивает).
[Материал]
avatar
7 колесо • 20:01, 19.10.2010
Особенно согласна с последним абзацем.
[Материал]
avatar
6 Yulkin • 21:24, 26.09.2010
Я сама - учитель информатики, и мне дети в начале изучения курса говорят подобное: «Я за компом с 6 лет! Я уже все знаю!», на что я отвечаю демонстрацией необычных вещей созданных в стандартных программах, после просмотра, подобного рода выссказывания заменяются на: "А, научите и меня". У меня дети в школе не играют, и даже вопросов, почему нет игр не возникает.
[Материал]
avatar
5 chentsova • 23:02, 23.09.2010
Наша задача в том, что бы дети научились видеть компьютер не только как средстро развлечения, а как отличную возможность получать качественное образование. Научить их грамотно пользоваться компьютерными и интернет ресурсами. И это обязаность не только родителей, но и учителей
[Материал]
avatar
4 ig_anna • 22:16, 23.09.2010
Говорят, скоро курс информатики из школ вообще уберут. Так что компьютерная грамотность, вероятно, будет у каждого своя? Что Вы слышали по этому поводу?
[Материал]
avatar
3 [Материал] Оксана • 06:34, 23.09.2010
Мир нужно вомпринимать таким, каков он есть. Если мама с папой сидят за компьютером, ребенку не докажешь, что это плохо. Найдите способ увлечь его еще чем-то - и компьютер станет "добрым помощником, инструментом...", а на уроках информатики нужно научить работать качественно и грамотно. Если задания будут интересные, то играть точно не захочется.
[Материал]
avatar
2 [Материал] Целый • 01:16, 10.09.2010
Ну, если Вы представляете себе информатику без компьютерной грамотности, то боюсь представить, каких специалистов наплодит этот стандарт "образования общеобразовательного учреждения"... Теоретиков и экспертов развелось много, а вот на деле показать результат никто не может...
[Материал]
avatar
1 K@tti • 13:20, 23.08.2010
Абзац смутил: "Ребенок обязательно должен уметь работать с компьютером, ведь изучение информатики входит в программу стандарта образования общеобразовательного учреждения. Поэтому изучение компьютерной грамотности необходимо каждому гражданину Российской Федерации".

То есть изучать ПК нужно, т.к. информатика (причем здесь ПК?!) входит в стандарт? И поскольку информатика есть в стандарте, то каждому гражданину РФ необходимо быть компьютерно-грамотным человеком?

[Материал]