Использование современных образовательных технологий при обеспечении интеллектуального, эмоционального, нравственного развития детей
Принципом построения образовательного процесса является организация рефлексии проблемных ситуаций как неотъемлемого компонента разрабатываемых педагогических технологий.
Реализация подлинных возможностей дошкольника возможна лишь при условии применения активных методов обучения, предполагающих преобразование действительности реально или в уме с целью выявления механизмов этих преобразований и трансформаций, что является основным условием не только усвоения знаний, но и выяснения их происхождения.
Имеется в виду, усвоение знаний не с точки зрения их применения в личных практических целях, а по их внутренней логике.
Найти способ, технологию усвоения знаний необходимо для того, чтобы показать ребёнку всеобщий, а не "житейский” способ ориентации человека в различных областях знаний: математике, английском языке, в природе, пении, движении. Только тогда на выходе, считает А.Н.Леонтьев, мы получаем познавательные интересы: ребёнок будет интересоваться, например, математикой как математикой, английским языком как иностранным языком, и мы получаем высокую произвольность процессов внимания и памяти.
Помимо инновационных педагогических технологий, на занятиях английского языка применяются активные методы обучения. Их выбор определяется типом занятия, характером поставленных задач, уровнем подготовленности детей. К наиболее используемым можно отнести обсуждение в группах, дидактическую игру, ролевую игру.
Все большее признание и распространение получает идея организации учебно-воспитательного процесса как совместного маршрута педагога и обучающегося, основанного на их сотворчестве и содружестве. Здесь речь идет не только о поддержании педагогом интереса, любопытства, любознательности и положительно-эмоционального настроя ребенка, но и о побуждении его к дальнейшей самостоятельной учебной и творческой деятельности. Каждый ребенок отвечает на вопрос о том, что нового он хотел бы узнать на данном занятии, чему хотел бы научиться, обговариваются возможные способы достижения поставленных задач и последовательность действий по их решению.
Одна из современных технологий при обеспечении интеллектуального, эмоционального, нравственного развития дошкольника является мультимедиа. Стоит отметить, что мультимедиа позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.
Так, например, игры для детей, обучающие английскому языку, помогут ребенку легко и быстро выучить английские звуки, цифры, определенный набор слов и фраз. Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности. Именно это позволит детям не просто запоминать английские слова, но и видеть их значение и сущность на экране.
Более того, играя, дошкольник выполняет значительное количество упражнений, нацеленных на освоение грамматики или лексики, он делает их без напряжения и поэтому легче достигает результата.
В последнее время все большее распространение в обучении иностранным языкам детей дошкольного возраста получают компьютерные ролевые игры. Преимущество этих программ в том, что они позволяют дошкольнику «погрузиться» в изучаемый язык, участвовать в непосредственном общении с персонажами программы, самому моделировать ситуации общения. Все это способствует развитию коммуникативной компетенции ребенка. Такие программы создаются с применением мультимедийных технологий, они позволяют дошкольнику слушать озвученную речь виртуальных героев, просматривать краткие видеофильмы, иллюстрирующие тему, прослушивать музыкальные фрагменты песни. Безусловно, такой подход разнообразит обучение и привлечет внимание детей. По мнению М.П. Концевого, мультимедийные средства обучения естественно вписываются в жизнь детского сада, и являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для педагогов: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих: педагогов, методистов, психологов, всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы.
Достаточно широкое распространение при раннем обучении и иностранному языку получил такая современная технология, как пиктографическое письмо.
Пиктографическое письмо – рисуночное письмо, отображение общего содержания сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков, обычно в целях запоминания.
Назначение такого вида технологии состоит в развитии логического и образного мышления: памяти, навыков речевого общения, умения отображать общее содержание в виде рисунков. Пиктографическое письмо возможно использовать с помощью средств мультимедии. На начальном этапе при заучивании лексически единиц дошкольникам представляются различные рисунки. С помощью мультимедии педагог наглядно представляет символы, и при помощи различных лексических игр учащиеся их выучивают. А затем художественные символы, представленные на экранах, применяются при заучивании физкультминуток, разучивании новых подвижных игр, а также построении фраз, играх-загадках, играх-соревнованиях, ролевых играх. Для формирования лексических навыков, закрепления речевых образцов в знакомых и незнакомых ситуациях общения, используются микродиалоги, основанные на пиктографических значках. Такая образовательная технология обучения иностранному языку очень удобна на начальном этапе, особенно в детских садах, когда дошкольники еще не владеют навыками правильного чтения на иностранном языке и не знают алфавита, но с помощью мультимедии и пиктограмм возможно достичь того, что дети дошкольного возраста смогут владеть не только определенными лексическими единицами, но и смогут свободно составлять предложения и целые фразы на иностранном языке, а мультимедийные технологии помогут педагогу ввести пиктограммы в учебный процесс и составить большое число игр с их использованием.
Итак, использование мультимедийных технологий при обучении дошкольников является не менее эффективным, чем традиционные формы обучения иностранному языку. С помощью компьютеров и других мультимедийных средств удается представить материал для изучения в более наглядном виде, что существенно влияет на его понимание и запоминание.
Плужникова Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования,
преподаватель английского языка.
Место работы – МДОУ центр развития ребенка
– детский сад №69 «Ладушки».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.