Профилактика и защита психического здоровья обучающихся при обучении информатике
Возможности современных ПК позволяют использовать их не только, как средство автоматизации работы с информацией. Проведя анкетирование учащихся, удалось выяснить, что домашний ПК в первую очередь используется для развлечения: «Я играю в компьютерные игры» ответили 86% респондентов, «Родители играют в компьютерные игры» - 43%, «Я слушаю музыку, смотрю фильмы» - 86%, «Родители слушают музыку, смотрят фильмы» - 50%. 64% учащихся готовят сообщения, рефераты, выполняют практические работы и всего лишь 7% используют ПК для своего творчества (создают презентации, рисунки, музыку и т.п.).
Как видно из результатов опроса, чаще всего компьютер используется для игр и развлечений (просмотр фильмов, прослушивание музыки), и только на втором месте идет использование домашнего компьютера для выполнения работ, поиска информации.
Учитывая, что время, проводимое ребенком дома за компьютером, варьируется от 1 до 9 часов (по ответам респондентов), стоит задуматься о влиянии ПК на здоровье детей.
Давно известны патологические воздействия от работы за компьютером на физическое здоровье:
- Нарушения опорно-двигательного аппарата:
- Поражения позвоночника – нарушение осанки, сколиоз,
- Поражения лучезапястного сустава – туннельный синдром, артрозы;
- Нарушения зрения.
Но, как показывает практика, и это обосновано учеными, гораздо серьезнее компьютер влияет на психику детей.
С одной стороны, обучающие программы подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, а вместе с тем зачастую даже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение.
Психологи единодушно сходятся во мнении: во всех случаях истинным предметом психологической зависимости следует считать виртуальную реальность. И компьютерные игры, и общение в сети, и «начинка компьютера» выступают в роли того мира, который ребенок создает или в котором участвует с почти неограниченными возможностями. Он может представлять себя кем угодно, никто его не узнает. Ребенок может изменять виртуальную реальность так, как захочет. При возникновении трудностей или проблем он всегда может, выключить компьютер и абстрагироваться от того мира, в котором он только что пребывал, что невозможно в обычной жизни. Виртуальная реальность — это сказка нашего времени, отсутствие обязательств и проблем, мир, в котором каждый человек способен стать тем, кем бы он хотел быть, но не может в реальном мире.
В результате анкетирования учащихся нашей школы удалось выяснить, что в их семьях есть люди, которые «жить не могут» без компьютера – 43 %, без компьютерных игр – 21%, без Интернета – 29% и без общения в режиме реального времени -21%.
Разумеется, признаки компьютерной зависимости должны быть известны в первую очередь родителям – ведь это же ближайшее окружение ребенка (классный руководитель или учитель информатики может проинформировать родителей, раздать памятки с перечнем признаков компьютерной зависимости и рекомендациями по её профилактике – см. приложение 1).
У каждого ребенка, конечно же, свои причины, по которым он оказался «в плену у умного ящика». И, безусловно, чтобы профессионально помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости, надо выяснить её «корни». Но, все же, можно выделить некоторые меры, которые в первую очередь являются мерами профилактики физического и психического здоровья детей.
Любая работа, а особенно работа за ПК требует длительного расположения в одной позе, напряжения зрения, внимания, точности движения рук, порою повторения однотипных операций, соответственно, кроме физического напряжения пользователь испытывает и нагрузку на нервную систему.
Поэтому в первую очередь я, как учитель, должна (и делаю это) создавать на уроке спокойную, доброжелательную рабочую атмосферу, соблюдать временные нормы работы за ПК, регулярно проводить инструктажи и просто беседы о влиянии ПК на здоровье человека, регулярно проводить физ. Минутки и гимнастику для глаз, шеи, рук и т.п., - словом и делом воспитывать культуру труда и отдыха при работе за ПК.
Мерами профилактики компьютерной и интернет-зависимости со стороны учителя являются:
- отсутствие на школьных ПК затягивающих компьютерных игр (допустимы только развивающие и обучающие игры;
- отсутствие свободного времени для игр и «вылазок» в Интернет (планирование урока таким образом, чтобы загрузка детей была полной, для сильных учащихся – дополнительные задания);
- показывать широту применения ПК, его практическую значимость для решения различных жизненных задач (учащиеся порой в начале обучения информатике просто не знают других возможностей компьютера, кроме компьютерных игр, прослушивания музыки, просмотра фильмов);
- использование Интернет только в случае необходимости (ни в коем случае не для того, чтобы убить время);
- в нашей школе ведется учет рабочего времени в Интернет и отслеживается тематика запросов;
- обязательное использование контент-фильтров (т.е. ребята ограждены от пагубного влияния порнографической информации, разной рекламы и т.п. на неокрепшую детскую и подростковую психику.
Проблема профилактики и защиты физического и психического здоровья – это общая проблема окружения ребенка (родителей, учителей, друзей, одноклассников и др.). И одному учителю здесь не справиться, нужна помощь родителей и желание самих детей быть здоровыми.
учитель информатики
I квалификационной категории
МОУ СОШ №10, г. Ревда
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.